пятница, 3 октября 2008 г.

Новая тема в "ВИО"

Очередная интересная тема поднята в журнале "Вопросы информатизации образования" — о программном обеспечении в образовании. Попробую ответить на поставленные вопросы со своей колокольни.

Какие программные продукты нужны сегодня ОУ?

Какие программные продукты должны быть сегодня в арсенале ОУ, какие прикладные задачи они должны решать? Является ли пакет «Первая помощь» исчерпывающим или, при всём богатстве, только базовым?
Немного не с того, как мне кажется, начали. Начинать надо с определения задач которые стоят перед ОУ, а уже под них подбирать инструмент.
Итак что мы имеем в школе:
  • учебный процесс. Взаимодействие учитель — ученик. Что представляет собой программное обеспечение, которое поможет/помешает этому процессу
  • административный документооборот. Всякого рода учёт сотрудников, отслеживание исполнения приказов и указаний
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями
  • взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родители, общественные организации…)
  • что-то ещё (направление думаю понятно)
И вот уже на основе анализа задач, стоящих в каждой из перечисленных областей действия, надо подбирать функциональное программное обеспечение, наиболее подходящее под выполнение этих задач.

На Pedsovet.org была открыта ветка "СБППО — а был ли он так нужен?" и, судя по основной массе высказавшихся, коэффициент использования входящих в него пакетов составляет в среднем не более 25-30%. По разным причинам. Но основными на текущий момент всё же являются недостаточная мощность компьютерного парка в школах и уровень подготовки работников. Причём уровень подготовки не с точки зрения навыков "кнопконажимательства" в отдельных пакетах (этому худо-бедно но уже научили), а понимания места ИКТ в деятельности. Пока видим парадигму "пишущей машинки"

Лицензионное или «свободное» ПО?

В 2010 году срок действия лицензий ППП истечёт и надо будет принимать решения о способе дальнейшего обеспечения СИ ПО. Но готовить решения надо уже сейчас. Что делать? Покупать дорогостоящие лицензии или учить персонал использовать свободно распространяемое ПО? Во сколько обойдется эксплуатация «бесплатного» ПО? И как удержать на копеечной зарплате хорошо подготовленного технического специалиста? Обеспечивает ли сегодняшний уровень развития «свободного» ПО прикладные потребности работников ОУ? Готовы ли производители цифровых устройств тратиться на поддержание их работоспособности вне среды MSoft?
В этом случае я обычно отвечаю: "Если у вас процесс сильно завязан на использование каких-либо продуктов, технологий и стоимость простоя велика, то надо заплатить денег и не искать себе приключений. В противном случае можно и посчитать…"

Рассмотрим с этой точки зрения будущий процесс лицензирования.

Если лишних денег нет и не предвидится, то тут и думать-то не о чем — использовать СПО. Допустим у ОУ есть средства (от спонсоров, от какой-либо деятельности и тп) и никто не горит изучать что-то иное к чему народ привык, то раскошельтесь и забудьте до следующего срока платежа.

В любом случае можно даже в проприетарной среде использовать свободное ПО. Например в Windows-среде можно начать использовать OpenOffice.org.

Кстати это даст возможность, не уходя из привычной среды, сократить затраты на лицензирование (просто сравните стоимость операционной системы и стоимость офисного пакета). Точно так же можно поступить и по остальным продуктам — почти ко всем можно найти ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ аналоги. Продукты не имеющие аналогов или имеющие аналоги с неудовлетворительной функциональностью придётся закупить (либо стимулировать автора аналогов на доработку функционала). Такой же подход можно практиковать и при использовании в качестве основной системы СПО — покупать только необходимый софт, оставить одно-два-три-сколько_надо рабочих мест и на них закупить необходимое ПО, которое не может быть запущено с использованием СПО).

Это мы говорили в основом о десктопных системах, где в настоящее время в России мы видим значительное численное преимущество Windows-систем. На поле серверов ситуация обратная — в основном используется СПО.

Так что, если есть возможность использовать и есть желающие обучиться, то лучше обучиться — в нашем изменчивом мире всегда лучше иметь возможность маневра.

И ещё одно замечание. При использовании проприетарных продуктов в школе не надо забывать ещё одну вещь — о работе учеников дома. Невольно мы заставляем семьи учеников идти на дополнительные расходы по покупке домой подобного проприетарного продукта.

Теперь давайте посмотрим "Во сколько обойдётся…?" Мне всегда рассказывают что вот "*nix-админ это дорого". Господа, давно пора понять что ЛЮБОЙ ПРОФЕССИОНАЛ — это ДОРОГО. И не важно администрирует ли он Windows- или *nix-систему. Отголосок прошлого, когда стоимость труда человека была несоразмерна со стоимостью инструмента, до сих пор в мозгу многих руководителей ("Сам погибни, но самолёт спаси!"). И опять стандартное возражение "Да мне Windows настроит любой пионер". Угум-с. Но готовы ли жить на пороховой бочке? Если вам не важны ваши наработки и перерыв в работе в день-два-три для вас ничего не значит, то вам можно конечно и пионера нанять на выполнение работ. В обратном случае ваш выбор — "профи". К тому же система созданная и сопровождаемая профессионалом требует меньше к себе внимания — она просто работает и помогает вам в решении ваших задач (из опыта). Следствием этого появляется возможность использования одного профессионала на нескольких объектах. Школы могут скинуться и оплатить его услуги из совокупного бюджета. А в условиях сетевой связанности ОУ его присутствие непосредственно на месте для решения каких-либо вопросов требуется совсем в редких случаях (например при получении зарплаты :) В остальное время для решения вопроса "Принтер зажевал бумагу. Какую кнопку надо нажать чтобы выровнять столбец в таблице" достаточен техник-лаборант.

Прошу обратить внимание что я говорю "система". Под этим термином я подразумеваю полную систему, которая обеспечивает IT-поддержку основной деятельности ОУ. В систему входит как программное обеспечение, так и "железо" и сетевое и коммуникационное оборудование и всё это должно быть дополнено регламентом использования.

О готовности СПО к работе в ОУ. Базовые потребности перекрывает. С развитием программных продуктов, выполненных в соответствии со стандартами, охватываемая область увеличивается. И чем дальше тем больше — проблема "курицы и яйца" решается с обеих сторон. При наличии интереса в платформонезависимых продуктах у разработчиков будет стимул к созданию таких продуктов, что вызовет у потребителей интерес к таким продуктам.

Пока есть ещё проблемы с драйверами для отдельных устройств. Здесь стандартное решение — привлечь специалиста на этапе закупки оборудования, который просмотрит списки совместимости (HCL) и даст свои предложения по закупке. К тому же движение по написанию драйверов под СПО расширяется. И если драйвера нет в свободном доступе в виде исходных текстов, то вполне вероятно что есть закрытый драйвер для использования в СПО. Мало того появляются открытые спецификации на аппаратное обеспечение (пример SUN со открытием спецификаий на процессоры, Google c её Android-ом, свободная замена BIOS — Coreboot).

Программное обеспечение управления образованием

Растет количество первичных данных вовлекаемых в автоматизированную обработку, множатся базы данных. Какими программными продуктами обслуживается сегодня ОУ? Отвечают ли эти продукты требованиям образовательных учреждений, повышают ли эффективность управления? Можно ли на их основе построить полноценную информационную среду учреждения, интегрировав уже накопленные данные? Способен ли тот или иной ПП развиваться инкапсулируя вновь поступающие в учреждения СИ? Какими средствами можно организовать мониторинг качества образования?
В стародавние советские времена поборники АСУ-чивания предприятий одной из причин, достоинств внедрения систем управления выдвигали уменьшение "бумажного" документооборота. Наивная простота... С развитием и удешевлением устройств вывода на бумагу расход бумаги возрастает многократно. При этом доходит до смешного: "Принести данные по **** на дискете и в 2-х печатных копиях". Апофигей в полный рост :( И это несмотря на то что и в электронной форме повышается объём требуемой отчётности.

Таким образом мы видим некий парадокс — внедрение IT-технологий с одной стороны призвано облегчить, уменьшить объём требуемых данных, но с другой стороны приводит к повышению объёма отчётов, требуемых сверху. Одна из причин — отсутствие регламентов на документацию, отчёты и тп. Нет чётко очерченного круга обязательных отчётных документов. Иначе любое отчётотворчество вне этого круга может быть послано на основе официальных документов.

Именно это неограниченное бумаготворчество разного рода чиновников, когда одни и те же данные могут затребовать по разным каналам в разной форме несколько раз в течении сравнительно короткого времени, приводит к значительным трудностям в реализации программными продуктами этих "хотелок". А это приводит к повышению сложности продукта и повышению его цены.

От этого происходит использование многочисленных, решающих отдельные задачи продуктов, которые между собой несовместимы по стандартам данным, по возможностям импорта/экспорта. И вместо облегчения участи работников вызывает отторжение с их стороны ввиду необходимости вбивания одних и тех же данных в разные программные продукты.

Можно ли построить единую информационную систему?

Можно. Договориться об объёме обязательных данных и стандартов их представления и обмена. Тогда можно говорить что ученик, введёный в элетронный журнал школы, может быть прослежен в базе данных одарённых детей, а его наставник — в бухгалтерской ведомости на выплату поощрения :)

На сегодняшний день, по-моему, наиболее удачным продуктом является "Сетевой город" самарской компании Roos. В его рамках мы видим попытку дать работникам вышестоящих органов на основе первичных данных, рождающихся в школе, составлять свои отчёты, не привлекая к этому работников школ.

Программные средства построения открытой модели информационного пространства учреждения

Какими средствами можно сегодня обеспечить диалог ОУ с участниками образовательного процесса? Рассылка СМС, интернет-форум? Как обеспечить учащимся доступ к источникам знаний расположенным вне ОУ? И не только доступ, но и эффективное пользование ими. Как построить в ОУ банк электронных ресурсов образовательного назначения и с помощью каких технологий обеспечить его использование вне стен школы? Как привлечь удалённых учёных и экспертов к сотрудничеству в сетевых проектах и какими средствами обеспечить их коммуникацию?
А диалог уже идёт. На основе парадигмы "образование 2.0" — различные социальные сервисы и сети (letpoisi.ru, openclass.ru, "Планета школ" и тп). Для оперативного взаимодействия в реальном времени — SMS (в настоящее время эта возможность, впервые появившаяся в системе NetSchool, становится более-менее стандартной) или сообщения с помощью Instant messengers (всякого рода ICQ, Jabber, MSN, AIM…). В идеале все системы управления школьными процессами должны иметь опубликованные стандарты на взаимодействие (API) чтобы любой сторонний разработчик мог расширить базовый функционал системы

Одним из вариантов использования такого рода API может служить RSS-ленты, доступные на многих сайтах. Материалы полученные с их использованием можно встроить в локальные сайты школ, обеспечивая постоянное отслеживание новостей на внешних ресурсах без необходимости их посещения, Это обеспечит значительную экономию самого важного ресурса учителя — времени.

Другим способом экономии времени является создание списка интересных образовательных ресурсов. При этом желательно уйти от идеи создания локальных "копилочек" на каждом сайте, а использовать сервисы "социальных закладок".
Если в школе уже имеются наработки и есть идея их публикации, то опять же есть решения — размещение на сайте школы, создание электронных уроков в системах типа Moodle, размещать материалы в системе управления школы и дать к ней доступ извне. Это будет играть на создание положительного образа школы.

А если школа будет открыта к взаимодействию с внешним миром, то и мир пойдёт к ней. Не знаю как другим, но если я вижу что школа готова к диалогу, то я с бОльшим желанием буду работать с ними. Именно открытость самой школы и готовность к диалогу обеспечит её развитие в нашем информационно-зависимом мире.