четверг, 2 октября 2008 г.

Обучение по требованию

И вечный вопрос "что надо сделать для того, чтобы полученный ресурс был востребован, а не лежал мертвым грузом в подсобке?" Опыт организации опубликованый в журнале "Вопросы информатизации образования" (кстати, рекомендую :)
Все преподаватели лицея прошли курсы повышения квалификации… Все педагоги умеют работать в простых программах Microsoft Office Word, PowerPoint, но техника владения и уровень работы у всех разный. Поэтому возникла идея силами творческой группы учителей (в которую вошли учителя, имеющие многолетний опыт работы в различных программах) организовать на базе собственного лицея «обучение по требованию».

Что это такое?
Для начала мы в каждом МО провели анкетирование и выяснили, какие программы являются «слабым звеном» и на каком уровне педагоги хотят их изучить. Теперь учителя творческой группы в кабинетах информатики в назначенное время будут проводить мастер классы по обучению. Первый мастер-класс состоится 6 октября. Тема «обучения по требованию» для МО филологов: «СОТ. Проектные технологии в работе учителя-словесника».
Замечательно. Принцип: "Сильный - помоги слабому" работает в данном случае. Хорошо когда есть люди, которые готовы передать свои навыки. Не менее замечательно и что есть люди, которые не побоялись и сказали что они что-то не знают и они готовы принять знание. Как бы я хотел чтобы таких смелых было побольше (не понимаю что такого стыдного признать что я что-то не знаю, не умею?). Насколько было бы проще работать.
Теперь давайте посмотрим на фразу ещё раз.
"Все прошли курсы". И после этого организуются семинары на базе лицея. О чём это может говорить? Мне кажется что:
  • во-первых, как мне кажется (могу и ошибаться) курсы были скорей всего стандартного типа "Вот эта кнопка во втором ряду позволит сохранить документ". При изменении интерфейса накопленные знания/навыки псу под хвост. Никто не учит методологии использования инструментов в повседневной деятельности (парадигма "пишушщей машинки");
  • во-вторых, по прибытию с курсов у них был малый опыт использования (ввиду слабой доступности техники, виду значительной занятости для того чтобы практиковать полученные навыки и тд и тп);
  • в-третьих, непонимание принципа, на который постоянно обращаем внимание курсантов СА и я, что внедрение электронных методов работы на первых порах ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВЕДЁТ К СНИЖЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ. Этого не надо бояться. Это надо преодолеть путём использования электронных методов. До тех пор пока не будут вбиты методики работы на уровень рефлексов.
"провели анкетирование…" Видим косвеное подтверждение непреподавания на курсах методики использования навыков в повседневной деятельности. Надо каким-то образом подрабатывать курсы под предметную область курсантов (хотя бы на уровне примеров и практических работ). Для этого использовать анкетирование и претесты чтобы выяснить интересы и уровень аудитории.
"…силами творческой группы учителей организовать «обучение по требованию»" В свете маразма, творящегося с введением НСОТ, преклоняюсь перед "творческой группой учителей", готовых в своё личное время просвещать коллег.
Большую помощь в работе оказывают и программисты. По любому волнующему вопросу (в графике работы определено время консультаций для педагогов) у них можно получить исчерпывающую информацию и практическую помощь.
У меня есть некоторое сомнение что это именно "программисты" помогают :) Стандартное смешение понятий.
Важный момент: в лицее есть преподаватели, создавшие для личной работы авторские электронные учебники по предмету, с тематическим планированием и поурочными разработками, включающими презентации, голосовое сопровождение, тесты и т д.
Интересно, а есть ли свободный доступ к этим наработкам? В Интеренет-е? В городе? В рамках лицея? Или так же как и у нас?