пятница, 3 апреля 2009 г.

Бизнес из школы

Суббота. 28.03.09. Дмитров. ИУМЦ. Заседание по защите бизнес-планов, созданных школьниками. (Оказывается это мероприятие называется - конкурс "Начни бизнес в Подмосковье")
Интересненько куда же рулят наши будущие предприниматели. И можно ли доверить им экономику района... :)

Необходимое отступление

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЗАМЕЧАНИЕ (оказывается для некоторого класса моих читателей это просто необходимо).
Использование далее именно упоминаемых материалов обусловлено несколькими причинамми:
  • удалось прослушать более-менее полностью
  • просто в области с которой я несколько знаком
  • достаточно типичны для последующего анализа
Прошу не обижаться тех участников проекты которых здесь не упоминаются - вот так уж получилось.
К сожалению не удалось просмотреть полные материалы (выкладки, бизнес-планы, исходные исследования коньюнктуры). Каюсь. В следующий раз постараюсь исправиться (если он представится :) Пока всё нижеследующее на основе докладов соискателей.

Подопытные проекты

Несколько проектов из числа мною прослушаных которые меня заинтересовали:
  • мусороперерабатыващий комплекс - "V.I.A.- eco LINE"
  • организация беспроводного доступа на территории города - "Free Way"
  • фотоуслуги в Деденево - ателье фотоуслуг "Смайлик"
Именно на анализе этих проектов и будет днный материал.
В качетстве учебных проектов вполне проходит. Но хотелось бы указать на типовые ошибки/недочёты:
  • позиционирование преимущества по сравнению с конкурентами
  • недостаточная оценка возможных конкурентов
  • необходимо более чётко представлять целевую аудиторию
  • упущение юридических вопросов в становлении бизнеса
  • волшебные слова "у нас боолее качественные услуги, у нас дешевле" не играют без поддержки со стороны будущего бизнеса

Преимущества

Зачастую в проектах неверно выбирается "гвоздь" проекта, то на что будет делаться основной упор. То самое конкурентное преимуущество проекта.
Например в проекте беспроводный интеренет упор был сделан на более низкую цену. А ведь это не совсем верно - главное в этом проекте отвязанность от проводов. Свобода доступа - "подключённость везде". По цене трудно конкурировать с существующими провайдерами при условии покупки трафика у них же и меньшем общем потребляемом объёме.

Целевая аудитория

Пример с мусороперерабатыващим комплексом. Ориентированность на обеспечение предприятий газом. На сегодня многие предприятия, возможные клиенты, уже имеют подключение к магистрали и будет очень сложно уговорить их отказаться от отработанной технологии и перейти на снабжение посредством привозного в ёмкостях газа. Мне кажется что интересно рассмотреть вопрос с установкой такого рода предприятий (может меньшей мощности) в районах дачного строительства. Этим можно расстрелять толпу зайцев:
  • сбор и утилизация мусора (сократить расходы на вывоз мусора)
  • продажа вырабатываемого газа населению (может быть даже через строительстово по дачному кооперативу газовых распределительнных систем)
  • обеспечение электричеством, вырабатываемом на предприятии
  • стройматериалы из твёрдых отходов переработки
  • что-то ещё…
Это вот так сразу что пришло в голову. Это надо обсчитать, прикинуть целесообразность. Посмотреть другие пути. Не зацикливаться на "крупняке".

Юридические просчёты

Я конечно понимаю что "у нас строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения", но давайте хотя бы в школе уходить от правового нигилизма.
К сожалению  в бизнес-планы не закладывались расходы на юридическую оценку проекта, сопровождение и необходимость лицензирования деятельности (пример проекта детского сада "Ромашка" и проекта FreeWay).

"Шапками закидаем"

Учитывая что основная масса предлагаемых проектов не несла новизны, не вводила в деловое поле района нечто здесь отсутствующее, то важным пунктом проекта должен быть раздел анализа возможных конкурентов. И зачатки анализа присутствовали. НО именно "зачатки".
Практичеси никто не задавлся вопросом: "А почему конкуренты не работают в той нише, на той территории, которую мы хотим занять?".
Вот возьмём проект беспроводного доступа. Однозначно что при выходе на этот рынок надо будет строить определённую техническую инфраструктуру (магистрали, точки доступа...). У тех же "Линка", MComm-а эта инфраструктура в городе уже практически готова. На неё надо лишь наложить сеть точек доступа. Соответственно это будет дешевле чем строить всё с нуля. Почему они ещё не заняли эту нишу?
Ателье "ProStyle" собирается работать во вновь строящихся микрорайонах. При этом мне пооказалось что они считают что они будут монополистами на новой территории. А почему на неё не могут претендовать существующие ателье? Почему им не создать свои филиалы?
От ответа на эти вопросы может резко поменяться политика проникновения на рынок.

Волшебные слова

В докладах основной упор на предоставление более качественных услуг, бОльший ассортимент услуг. И при этом не говорится за счёт чего это будет достигаться. Ведь если хочешь оказывать более качественную услугу, то для этого должен быть персонал, способный это делать. А более квалифицированый персонал требует более высокой оплаты, что вступает в противоречие со следующим декларируемым преимуществом - "бОльшая дешевизна услуг". Непонятно откуда она возьмётся при упоре на качество предоставляемых услуг.

Во многих проектах закладывается ФЗП из расчёта средней зарплаты в 10-12тысяч рублей. Это мало. Даже меньше чем средняя зарплата по стране. Давайте не смотреть на зарплату "таджиков" на стройках города - надо создавать рабочие места для местных.

Раскрепощённость

Вначале вопросы к докладчикам исходили только от взрослых. Но потом удалось раскачать аудиторию и в дискуссию вступили и другие "предприниматели". Уровень вопросов позволяет предположить что вопрошающий сам просматривал это направление деятельности в качестве возможного для реализации.
Участие в обсуждении материалов других участников не может не радовать. Ведь активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, не стесняться уточнять непонятные моменты - как раз то что и надо будущем бизнесмену. И что так редко встречается на других школьных мероприятиях :)

А судят как?

Уже который год пытаюсь понять критерии, по которым назначают победителей. Наверное они у меня какие-то извращённые - ни разу не смог угадать. Почему-то на призовое место выходят не самые интересные и, самое главное, не самые проработанные проекты. Например в этом году на 3-м месте оказался проект ателье фотоуслуг «Смайлик». Проект, автор которого для оценки клиентской базы ателье (Деденево + ближайшие окрестности) выбрал число жителей в 56тысяч (при учёте что в Дмитрове - 63т.) Это примерно как в решении задачи по математике взять какие-то свои исходные данные удобные для решения вместо тех что заданы в учебнике. Что получит ученик за решение задачи в таких условиях? Да и сама идея не несёт никакой новизны - сколько таких ателье прогорело уже в районе.
Гораздо более интересной мне показалась идея мусоросжигательного завода. Здесь не только чисто бизнес-идея, но и решение экологических проблем.
А вообще интересный вопрос - как оценивать такого рода проекты? Нужно ли делать скидку на "ученичскость" проектов? Или всё же рассматривать именно с точки зрения выживаемости проекта в реальных условиях?
Было бы замечательно иметь некую симулирующую среду для "проигрывания" проектов на предмет их реальности. Эдакое SymCity куда погружать проекты и смотреть как они себя ведут в разных внешних условиях. Увы и ах… Мечты…