пятница, 1 октября 2010 г.

ЭЖ. Сменить приоритеты

Достаточно давно отсматриваю разработки систем э/управления школой, то что в последнее время свелось к одной его части - к электронному журналу. Хоть я и против вычленения одного элемента из системы, но, как мне сказали "более опытные товарищи", возможно это та ниточка которая позволит распутать весь клубок информационных проблем школы.
Так вот я обратил внимание что практически все разработчики и журналисты пишущие о разработках и внедрении акцентируют внимание на "фискальной" функции ЭЖ. Т.е. Интернет наполнен информацией "теперь родители могут в любой момент узнать оценки своих детей, зайдя на сайт", "отметки мы передаём по SMS" и тд и тп. Наверное это правильно и это необходимая возможность системы, но говорить о ней как о главной особенности системы - это, с моей точки зрения, неверно.

Мне кажется что на этом в рай не всеобщей информатизации не въедешь. Причина очень простая - рекламируется услуга для конечного потребителя без расчёта, рассмотрения, рассказа каким образом это достигается. Ведь для того чтобы оценка появилась в Сети она должна быть введена. Кто, каким образом, на основе чего должен вводить её в систему ЭЖ? Как правило предполагается что это будет возложено на учителя, который итак загружен всякого рода бумаготворчеством. А тут ещё и ЭЖ. Естественно что такой подход встречает отторжение в учительской среде.
  • "Я и так связываюсь с родителями"
  • "кто будет смотреть отметки в интернете? 5-7% активных родителей? Они и так знают положение"
  • "зачем мне вести два журнала?"
Как ни провокативно это прозвучит, но школа это всё-таки производство. Пусть и со своими особенностями, но производство. И если у работника негодный инструмент, отвратные условия труда, неадекватные критерии оценки его труда, то получить качественную продукцию можно только вопреки, а не вследствии. С дикими, непроизводительными затратами труда.
До тех пор пока учитель не поймёт выгоды от ЭЖ для СЕБЯ любимого (учитель тоже человек, если вдруг кто не в курсе) через уменьшения времени на подготовку разного рода отчётов, через улучшение материального положения за счёт каких-то доплат, через улучшение обозримости результатов обучения, через (подставьте своё)... все попытки внедрения ЭЖ будут проваливаться.
Т.е. я призываю сменить приоритет при рекламе, внедрении ЭЖ с ориентации на внешнего потребителя на указание преимуществ для учителя, для школы -

покажите зачем нужен электронный журнал учителю, школе

и будет вам счастье

6 комментариев:

  1. Я — учитель. К тому же программист. Я не знаю, зачем сейчас в дополнение к обычным при текущем уровне информатизированности школ нужны электронные дневники. Ничего, кроме лишних проблем лично у меня это не вызовет.

    ОтветитьУдалить
  2. Если конце недели, четверти на распечатку всякого рода отчётов тратится 5-10 минут вместо ручной подготовки 2-3 дня, то я считаю что это польза учителю. Если в любой момент по любому ученику можно получить его тренд и сравнить с классом, то это польза учителю, завучу. Если при этом ещё родители автоматом получают актуальные данные на своего дитёныша без затрат времени на это сос тороны учителя, то это польза учителю.
    Вот примерно так.

    ОтветитьУдалить
  3. Это — в идеале. В идеале вообще все хорошие :)

    А в реальности всё по-другому:

    1. Будет максимум 1-2 компьютера с программой. Следовательно, каждый день будет очередь из учителей для внесения оценок.

    2. Отчёты нужно будет готовить точно также. Электронные будут дополнением. Поэтому работы просто увеличится в 2 раза.

    3. Я и так по любому ученику могу сказать тренд. Мне даже в журнал для этого смотреть не нужно. И уж тем паче пользоваться кривым спецсофтом.

    4. Не решён вопрос с персональными данными. Без письменного разрешения и родителей, и ребёнка, размещать информацию в электронных базах запрещено в соответствии с ФЗ. Соответственно, я буду рекомендовать родителям не публиковать подобную информацию. Использовать её в будущем против человека будет весьма и весьма легко.

    Наиболее остро, конечно, стоит вопрос №2.

    ОтветитьУдалить
  4. п.1. Ставится сервер и с любой машины через броузер осуществляется работа с ЭЖ. Вот сколько у вас есть машин в школе - столько у вас рабочих мест по работе с ЭЖ (локальные журналы для установки на отдельные машины я даже не рассматриваю - поделка)
    п.2. Отчет, подготавливаемый например в системе NetSchool, отнимает у вас 10-15 минут за четверть (данные по школе в 1000учеников). Сколько вы будете его делать руками?
    п.3. А сразу по всем? А в сравнении с другими? А если эти данные хочет знать завуч вы каждый раз будете ему рассказывать или пусть сам смотрит нужные ему сведения и не отрывает вас от дела?
    п.4. ПД наиболее интересный вопрос. Есть определённый набор данных, на которые не надо собирать разрешения. Для сбора расширенных сведения можно попросить подписку с родителей (есть опыт что даже ребята из Конторы дают "добро" на использование данных с заменой на алиасы/псевдонимы)

    Наиболее остро - п.4.

    ОтветитьУдалить
  5. 1. Для этого нужно организовывать локальную сеть. А она, максимум, есть в компьютерном классе.

    2. А мне не нужно делать отчёты. Я — учитель, а не завуч. Простейшую статистику мне проще набить в Excel'е за полчаса, чем каждый день всё вносить.

    3. Я могу и по всем сказать. Если завучу что-то нужно, то пусть сам и собирает эту информацию. Моя задача — научить и представить отчёт. В одном формате. В данный момент — это журнал + базовая статистика. На большее я не подписывался. И не собираюсь. Я учу в школе, потому что мне это нравится. И я там ради себя и ради детей, а не ради бюрократов.

    4. Если родители напишут заявление, что запрещают публиковать оценки ребёнка в любом виде на любых носителях, то никто не вправе эту информацию публиковать. В том числе и в обезличенном виде. В противном случае можно подать иск в суд по разным поводам — начиная от "моральной травмы из-за публикации плохих оценок" и заканчивая "незаконным обогащением на статистических данных".

    ОтветитьУдалить
  6. п.1. Мне очень жаль что вы не видите пользы от локальной сети школы в образовательном процессе. Это я к тому что к ЛВС школы вскоре придут

    п.2. Т.е. правильно ли я понял что вы никаких отчётов по своему учебному процессу не готовите? И всю подобную работу у вас в школе делают завучи? Тогда я вам завидую

    п.3. А вот тут я что-то не понял "Моя задача — научить и представить отчёт... это журнал + базовая статистика". Т.е. вы всё же готовите отчёты. Откуда вы берёте данные для статистики? Из бумажного журнала? Как они туда попадают? Вы их заносите? По времени внесения данных в бумажный и электронный журнал разницы нет. Подготовка статистики по введённым данным одна и та же. Значит разница только в одном этапе - время переноса данных с бумаги в компьютер. В случае ЭЖ это время = 0.

    "а не ради бюрократов". К сожалению эта порода будет ещё долго и надо найти путь как минимизировать их влияние на ваше личное время, которое вы можете потратить на детей, а не на бюрократов. Ведение ЭЖ - это один из таких путей.

    п. 4. "Если родители напишут заявление, что запрещают публиковать оценки ребёнка в любом виде на любых носителях, то никто не вправе эту информацию публиковать" - давайте определимся по терминам. "Публиковать" и "собирать" - это разные термины. Естественно если родитель напишет что он против какого-либо сбора данных о своём ребёнке, то здесь возникает вопрос о том ту ли он школу он выбрал. Ведь собирать данные о ребёнке будут всё равно - это неотъемлимая часть учебного процесса.

    "иск в суд по разным поводам — начиная от "моральной травмы из-за публикации плохих оценок" и заканчивая "незаконным обогащением на статистических данных" Можно дать ссылки на статьи закона, по которым такое возможно. И, если можно, то каким образом можно обогащаться на статистических данных? Очен-но интересно.

    ОтветитьУдалить