пятница, 1 октября 2010 г.

ЭЖ. Сменить приоритеты

Достаточно давно отсматриваю разработки систем э/управления школой, то что в последнее время свелось к одной его части - к электронному журналу. Хоть я и против вычленения одного элемента из системы, но, как мне сказали "более опытные товарищи", возможно это та ниточка которая позволит распутать весь клубок информационных проблем школы.
Так вот я обратил внимание что практически все разработчики и журналисты пишущие о разработках и внедрении акцентируют внимание на "фискальной" функции ЭЖ. Т.е. Интернет наполнен информацией "теперь родители могут в любой момент узнать оценки своих детей, зайдя на сайт", "отметки мы передаём по SMS" и тд и тп. Наверное это правильно и это необходимая возможность системы, но говорить о ней как о главной особенности системы - это, с моей точки зрения, неверно.

Мне кажется что на этом в рай не всеобщей информатизации не въедешь. Причина очень простая - рекламируется услуга для конечного потребителя без расчёта, рассмотрения, рассказа каким образом это достигается. Ведь для того чтобы оценка появилась в Сети она должна быть введена. Кто, каким образом, на основе чего должен вводить её в систему ЭЖ? Как правило предполагается что это будет возложено на учителя, который итак загружен всякого рода бумаготворчеством. А тут ещё и ЭЖ. Естественно что такой подход встречает отторжение в учительской среде.
  • "Я и так связываюсь с родителями"
  • "кто будет смотреть отметки в интернете? 5-7% активных родителей? Они и так знают положение"
  • "зачем мне вести два журнала?"
Как ни провокативно это прозвучит, но школа это всё-таки производство. Пусть и со своими особенностями, но производство. И если у работника негодный инструмент, отвратные условия труда, неадекватные критерии оценки его труда, то получить качественную продукцию можно только вопреки, а не вследствии. С дикими, непроизводительными затратами труда.
До тех пор пока учитель не поймёт выгоды от ЭЖ для СЕБЯ любимого (учитель тоже человек, если вдруг кто не в курсе) через уменьшения времени на подготовку разного рода отчётов, через улучшение материального положения за счёт каких-то доплат, через улучшение обозримости результатов обучения, через (подставьте своё)... все попытки внедрения ЭЖ будут проваливаться.
Т.е. я призываю сменить приоритет при рекламе, внедрении ЭЖ с ориентации на внешнего потребителя на указание преимуществ для учителя, для школы -

покажите зачем нужен электронный журнал учителю, школе

и будет вам счастье