суббота, 29 октября 2011 г.

Мифологизмы

Начнём с благодарностей :)
Компании Google за её продукты и, в частности за Google.Buzz, обеспечившим оперативное "расповсюживание" информации (жаль только что закрывается "Живая лета")
Павлу Антошкину, выводящему в своей живой ленте интересные материалы, которые иначе могли просто потеряться в информационном потоке. Именно он показал дискуссионную заметку, к которой я далее буду делать комментарии.
Дмитрию Верин-Галицкому, школьному учителю из Хабаровска, автору заметки "Каким быть современному учителю?" за его не теплохладность.
Ну и конечно же вам - всем кто сможет дочитать эту заметку до конца :)

Так как я технарь, то в заметке Дмитрия меня в первую очередь зацепил раздел "Электронный дневник – средство контроля или механизм подглядывания за ребенком?". В нём, в достаточно сконцентрированном виде, высказаны взгляды учительства на проблему введения электронного журнала в школе (наверное потому что просто не учитывают мнение учителя?). Попробую прокомментировать положения раздела.


Безусловно, вся чиновничья братия от образования и управления государством ратует сейчас и будет ратовать за то, чтобы они обязательно были, ведь их главная цель – электронное правительство, а электронный дневник – это обязательно один из путей к электронному правительству!
Немного вопрос не по теме авторской заметки "А что плохого в электронном правительстве?". Естественно если мы говорим о действительно демократическом инструменте, а не о той имитации, попытку построения которой мы видим в России.
О том, что кроме ведения обычных бумажных журналов, которые едва ли кто-то отменит, потому что он является официальным документом работы учителя и который по окончанию использования уходит в архив и хранится много лет,
Этот миф настолько сильно закрепился в учительской среде что его повторяют на всех уровнях, но при этом никто не может привести нормативный акт, на котором основано это убеждение. Михаил Кушнир провёл настоящее расследование и приводит выдержки из различных документов регламентирующих работу с журналом. Настоятельно рекомендую к изучению. Основной вывод: ведение бумажного журнала регламентируется локальным актом школы.
учителю приходиться выполнять ещё работу с электронным журналом (дневником), подчас требующую времени значительно больше на впечатывание отметок в клетки
"Впечатывание отметок в клетки"… У меня подозрение что автору попался не очень удачная реализация ЭЖ, созданная с нарушением принципов дизайна. Ну не верю я что, в самом худшем случае, ткнуть мышью в требуемую точку экрана, ввести отметку и нажать Enter займёт настолько больше время по сравнению с традиционным методом.
Естественно что мы считаем что учитель имеет достаточные навыки работы с ПК (по данным моего района таковыми навыками обладают порядка 90% учителей района что они подтверждают различными бумажками).
Во время урока он занимается уроком и детьми и работает либо с традиционным классным журналом, либо со своим отдельным журналом (блокнотом, тетрадью), в который ставит все отметки и фактически этот журнал для учителя и детей часто является основным.
В настоящий момент, за неимением ЭЖ, так и есть. Ну потому что нет ЭЖ.
Во время урока учитель не должен свой взгляд и своё внимание переключать от класса и учебного материала на экран монитора. Категорически не должен. Учительский труд – это работа глаза в глаза и не как иначе.
Но при этом он переключает своё внимание "от класса и учебного материала" на бумажный журнал (блокнотик). Что-то здесь не складывается :(
Поскольку нормальный учитель во время урока электронным журналом не занимается, то он вынужден заниматься им в ущерб внеурочного, скрытого от посторонних глаз рабочего времени…
Кстати, что делает учитель в достаточно частой ситуации когда на уроке нет журнала (по разным причинам)? Правильно - вносит отметки в свой кондуит. А потом? После урока переносит их в журнал, который всё-таки находит.
А может быть всё же начать заниматься журналом на уроке? Ведь электронный журнал не надо искать по всей школе - вот он, на экране компьютера.
А теперь посмотрим на проблему электронных дневников с точки зрения их влияния непосредственно на детей. Если совсем исключить бумажный дневник как посредник и некоторую отсрочку во времени между школьным событием и тем, когда о нём узнают от самого ребенка и(или) из бумажного дневника, а сделать уведомление родителей мгновенным… Та цепочка шагов, которые должен проходить ребенок, проживая и переживая отметку «по пути домой», в этом случае просто исключается.
Так значит надо выбрать ЭЖ, в котором можно ввести эффект задержания (извещение об отметке может приходить не мгновенно после простановки её в журнал). И это нормально не только с педагогической точки зрения, но и с технической (при частых, мелких сообщениях уменьшается соотношение полезная/служебная информация), с экономической (каждое извещение по СМС, за которое так ратуют многие внедренцы, стоит денег) и чисто с точки создания пользовательского интерфейса (представьте себя на месте родителя, которого каждые 45 минут дёргают извещениями об отметках его чада. Не знаю как кто, а я бы направил такое в спам :). Можно просто сделать извещения в виде аккумулированного отчёта за определённый период (например раз в день, в неделю).
Информация для родителей о ребенке в отношении его отметок, поведения (если речь не идет о криминальных событиях) должны передаваться от учителя родителям только через самого ребенка устно, либо посредством обычного дневника. Если же это происходит напрямую (без посредничества самого ребенка), например средствами ИКТ, то является не чем иным как механизмом слежки за ребенком.

Почему? Я ещё могу согласиться с вариантом с устной передачей. А чем отличается передача через бумажный дневник от передачи через электронный дневник? Наверное возможностью для ребёнка оттянуть момент сообщения о неудовлетворительной отметке (ведь "четвёрках", "пятёрках" они сообщат сразу же и даже без вопроса со стороны родителей).
Кстати вы заметили что мы перешли от электронного журнала как средства учёта в рамках школы к электронным дневникам как средству взаимодействия с семьёй. Очень многие вопросы могут сняться если не заниматься смешением понятий, терминов. Как говорит ВИР "надо держать рамку обсуждения".
Что касается доступности информации о домашних заданиях детям и родителям, о которых так ратуют создатели подобных сервисов, то, опять, возвращаясь к педагогической целесообразности, действительный смысл имеет именно запись задания в обычном бумажном дневнике (документе ученика) сделанная рукой ученика. Этот смысл и в дисциплинировании, и в акценте «я должен записать задание в дневник», а не «мне должны записать задание в электронный дневник» (опять на поверхность всплывает проблема приобщения к иждивенчеству).
Мне казалось что основной задачей должно быть - "Я должен выполнить задание чтобы усвоить материал". А каким образом я узнаю что я должен выполнить - это дело уже вторичное.
О дисциплинируемости записи в бумажном дневнике. Вспомните сколько учитель теряет времени чтобы научить, проверить что ученик правильно записал задание. Оно ему это надо? Может быть потратить это время на обучение?
С введением электронных журналов и дневников ждать улучшения качества образования не стоит (а ведь в этом смысл преобразований в образовании, или смыслы всё же иные?). 
Спорное утверждение. Естественно если относиться к ЭЖ и использовать его лишь как простую замену, как место фиксации отметок, то оно будет верным. Но давайте всё же отойдём от модели "Компьютер - это такая усовершенствованная пишущая машинка". Давайте использовать его с чуть бОльшим КПД чем его используют сейчас и возложим на него функцию сбора данных, подготовки и проведения многоаспектного анализа (как раз то в чём сисильна вычислительная техника). При этом этот анализ может проводиться как в оперативном режиме для выявления отклонений ("Ой, глядите что-то у Пети тренд начал падать" :), так и на основе данных за длительный период ("Вот видите как изменяется успеваемость во время гонки по подготовке к конференциям. Приведены данные за N лет"). О том что подготовка раличного рода отчётов, которые так любят наши "чинарики", наверное не имеет смысл говорить. Но вот пример который убеждает многих - подготовка комплекта разного рода отчётности за четверть занимает до 15 минут (причём основное время уходить на распечатку документов - ну любят у нас бумагу портить) вместо недели-двух при традиционной форме подготовки отчёта.
Последнее десятилетие уже наглядно показало, что использование ИКТ качества образования не улучшило, а проблем добавило.
Подобное воспитано годами бессистемного, бездумного внедрежа в сочетании с процентоманией и, мягко говоря, не совсем честными отчётами.
Давайте попробуем помочь делу нормального внедрения ЭЖ, например приняв участие в обсуждении очень интересного документа - Проекта требований к ЭЖ, опубликованного на портале Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества (pdf). Для его обсуждения открыта ветка обсуждений на ГосБук. Примите участие и сделаем его лучше (вот и пример-праобраз действия электронного правительства :)