По своей дурацкой привычке встрял в чужой разговор. Возбудила фраза "учить работать с учебником". Я немного не понял и задал вопрос "А зачем учить этому специально?". Я вот попытался вспомнить о таком обучении в своём детстве и решил уточнить "Чему там учить?" Ответ был "Показать что такое оглавление. Как с ним работать. Рассказать об индексе. Показать что есть правила в учебнике и надо знать как их найти, на какой странице" и тп...
Я наверное не понимаю что значит термин "Учить" в данном словосочетании. Мне казалось что все приведённые мне примеры из "учить работе с учебником" просто по ходу дела и специально акцентировать на этом внимание, выделять в отдельную тему излишне. Ведь учебник это всего лишь частный вид книги. А, судя по материалам, дискуссиям на сайтах, блогах школьных библиотекарей они проводят соответствующие библиографические уроки (название по сути).
Потом пытался вспомнить было ли такое в детстве моего сына, спросил у всех до кого смог дотянуться - никто не вспомнил такого вот специального обучения.
И вот я не понимаю неужто дети стали до такой степени невменяемыми что они не могут освоить в ходе работы какие-то базовые приёмы?
Я наверное не понимаю что значит термин "Учить" в данном словосочетании. Мне казалось что все приведённые мне примеры из "учить работе с учебником" просто по ходу дела и специально акцентировать на этом внимание, выделять в отдельную тему излишне. Ведь учебник это всего лишь частный вид книги. А, судя по материалам, дискуссиям на сайтах, блогах школьных библиотекарей они проводят соответствующие библиографические уроки (название по сути).
Потом пытался вспомнить было ли такое в детстве моего сына, спросил у всех до кого смог дотянуться - никто не вспомнил такого вот специального обучения.
И вот я не понимаю неужто дети стали до такой степени невменяемыми что они не могут освоить в ходе работы какие-то базовые приёмы?
Нужно не просто учить работе с учебником, а обязать уметь работать с ним. У меня сейчас с 8 по 10 классы. Ни один не умеет нормально работать с книгой. Ни один из классов не в состоянии самостоятельно освоить предлагаемый материал и ответить, например, на контрольные вопросы. Максимум — переписать кусок текста, в котором встречаются слова из учебника.
ОтветитьУдалитьАналогичная ситуация с рефератами. 10 класс уже в течение 1 месяца пытается осознать, что же такое реферат и как его сделать. Что я только не получал — и скачанные с Интернета рефераты с забытыми ссылками, и копипаст из Википедии, и куски разрозненного текста.
Я могу констатировать простейший факт — дети практически НЕ умеют работать с литературой.
Так и я о том же - работать с источниками, писать обзоры, рефераты, аннотации. И это можно (нужно) делать в ходе работы. Насколько я помню по новым стандартам школьный библиотекарь меняет свою функцию и уходит от "выдавать учебники" (как думают многие, в том числе, и директора).
ОтветитьУдалитьНо из "работать с информацией" выделять в отдельный сегмент "работать с учебниками" это уже перебор. Эдак мы дойдём до "учить работать со страницей №6"...
А что делать, если не умеют? Учебник — это специальный вид литературы. И, к сожалению, в школе с таким типом плохо учат работать. А производными от учебника являются пособия и руководства, с которыми любой специалист должен уметь работать.
ОтветитьУдалитьНадо учить работать с учебниками. И чем раньше, тем лучше.
Надо учить. Учить работать с информацией. С информацией в любом виде. Тенденция - уход от бумажных форм представления.
ОтветитьУдалитьТот же пример с огрызками из википедии показывает неумение использовать материал. Нет умения читать. Нет умения учить читать. См. http://www.slideshare.net/lvr/reading-n
Тогда можно сойтись на том, что нужно учить работать с различными источниками — от конспектов и заканчивая Интернетом.
ОтветитьУдалить