воскресенье, 9 мая 2010 г.

Медвежья услуга

Проблема молодёжи и чтения. Точнее молодёжного нечтения. Народ пытается понять проблему, оконтурить, найти способы решения.
Мне наверное везёт и в моём окружении другая проблема - успеть прочитать всё то что есть интересного, необходимого.

Поэтому рассмотрим медведевскую инициативу о внедрении букридеров с точки зрения читателя, который уже читает.
Сказывается техническое образование и потому рассматривать будем использование букридера в зависимости от того с какой целью читаем.
Наиболее часто используемое в моей деятельности - чтение ради получения, освоения новой информации по определённому предмету, теме:

  • потоковое чтение практически не используется
  • необходимость использовать несколько источников
  • необходимость использовать механизм закладок, перекрёстных ссылок
  • необходимость делать выписки, пометки - с последующим экспортом в другие программы
  • для улучшения усвоения материала применять на практике полученные знания (увидел кусок кода - сразу скопировал, покрутил его, переработал под себя)
Чтение для "разгрузки" ("поломать глазки, отвлечь мозг")

  • как правило, потоковое чтение
  • редкие пометки по ходу чтения
  • возможный музыкальный фон (под настроение)
А теперь просто примерим букридеры для этих путей использования. Как видно из этих пунктов букридеры можно задействовать только под второй вариант использования - для чтения лёгкой литературы и/или перечитывания уже прочитанного. Для первого же варианта применения - десктоп или нет-, ноутбук.

Продолжим наши изыскания.
Допустим свершилось чудо и начала внедряться президентская инициатива. Выделили денег немерянно на букридеры. Что-то из выделенного даже удалось урвать именно на закупку самих устройств и их поставку в библиотеку.
А сколько надо таких устройств в библиотеку? Здесь наверное зависит от того для чего и как их использовать. Если просто в тупую заменить в ранце ученика пачку учебников на один букридер, то их надо по штуке на каждого ученика школы (для школы в 400 учеников это 200уе*400учеников = 80тысяч долларов или 2,4 миллиона рублей на одну школу. Вы в это верите?). Значит данный вариант отбросим пока. Остаётся следовательно вариант использования букридеров для чтения школьником литературы (какой? - это другой вопрос. хотя и интересный) прямо в библиотеке. Значит число букридеров = числу посадочных мест в читальном зале школьной библиотеки. Вам уже стало смешно? Мне тоже. Смех сквозь слёзы, вспоминая помещения выделяемые под школьные библиотеки. Хотя, при сплошной замене учебников на букридеры (расчёт затрат смотри выше) возможно на освободившееся место от бумажных книг поставить рабочие столы для чтения за ними букридеров. Правда в таком случае такие рабочие места не нужны будут ведь ридеры у них уже в у каждого в ранцах.
Парадокс, однако…