среда, 18 июня 2008 г.

об ИХ системе

Часто я слышу разговоры о "самой лучшей советской системе образования". И это наверное правильно. Однако при этом упускают один такой момент - говорящие говорят именно о советском образовании. А советское и нынешнее российское образование - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Встретилось в комментах в журнале с закрытым доступом.
rikki_t_tavi
2008-06-18 10:18
Рассказать вам, как это решено в американской школе?
иногда мне кажется, что очень жестко, но в общем кажется очень разумным.

каждая работа, задаваемая ученику, от диктанта до сочинения, от сложного проекта с рисованием и устным выступлением, до сдачи десятка трудных слов по пятницам - расписана побально - за следование всему плану столько-то, за аргументированность столько-то, за аккуратность исполнения столько-то, за нужное количество цитат столько-то. Это я примерно пишу, потому что к каждому заданию своя развертка.
Сданная работа оценивается в каждой бальной категории учителем. Типа - все написано, что нужно, все пункты выполнены, сдано вовремя - 70 баллов, оформлено верно и хорошо - 10 баллов ( если плохо, можно получить два или семь или пять - из предварительных 10), цитат верное количество - еще 10 баллов, неверное - 2 или 3 балла.
Если выполнено все - выйдет 100 баллов.
Но еще есть отдельные баллы, за блеск, так сказать. За отличное оформление, выдающееся, когда человек нашел к своей теме особо яркие иллюстрации, или особенно сильно и аргументированно мысль подал, придумал неожиданный проект по прочитанной книге - тогда в этой категории дают допбаллы.
Поэтому можно, скажем за работу получить сто баллов - и плюс семь за отличность.
Или можно упустить по паре баллов в оформлении, но баллами за отличный язык или блестящую мысль вытянуть опять же все на сто баллов. То есть умный и талантливый неаккуратист тоже может иметь пятерки.

Теперь эта балловость ( сто я привела для примера, может быть и двадцать и сорок) разбивается на оценки. 91-100 - А.81-90 -B. И так далее.

Работу нужно непременно сдать вовремя. Это никто не обсуждает и не ноет.
рутинные домашние задания сдаются каждый день - за них дают небольшое но фиксированное количество баллов. по факту сдачи.
некоторые учителя дают одни сутки на принесение забытых работ, некоторые нет. То есть - не принес конспект этой прочитанной главы - у всех 20 баллов, у тебя 0.

Если человек болел, ему дается три дня принести ВСЕ работы за пропущенное время - все домашние и все классные, тесты, лабораторные сдать в обеденный перерыв или после уроков.

Не сдает - никто за ним не бегает, прошло время, везде появились нули на месте баллов.

Никакие личные заслуги, никакое нравление учителю роли не играет.
Ты можешь написать пять подряд работ на 100 баллов, не сдать пару домашних, одно сочинение не вовремя принести - и у тебя стоит тройка общая - и ее очень трудно выправить, потому что минусы уже никуда не уходят, а считаются постоянно.
Ка бы хорошо ни относился к тебе учитель, как бы ни верил, что ты сделал работу, как бы ни был уверен, что работа блестяща - послезавтра можешь выкинуть ее в мусорное ведро, если сдача завтра.

Во всем остальном тоже никаких сантиментов - не сдал или плохо сдал обязательный курс - у тебя обязательная летняя школа - ты ходишь, учишь это и сдаешь за лето, чтобы пойти в школу осенью и взять следующий по логике курс. Если не сдал - будешь учить эту же алгебру второй год. А поскольку многие следующие курсы обусловлены обязательно предыдущими, ты можешь не успеть за четыре года старшей школы проучить все нужные для поступления курсы - и тогда бай-бай хороший университет. Или вообще высшее образование.
Судя по тем материалам, которые я видел/читал, это очень близко к истине. Конечно же такое скорей всего не во всех штатовских школах, но и у нас не все школы а-ля царскосельский лицей. Конечно же такое сыграет лишь в условиях заинтересованности в результатах обучения как учеников, так и учителей.
Самое главное в этой системе: во-первых, чётко определённые всем известные изначально правила игры и, во-вторых, неотвратимость результатов ("строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения").