четверг, 20 марта 2008 г.

Тенденции?

Читаю Ивана Иллича "Освобождение от школ". По содержанию видно что сборник действительно составлен из работ разных лет(это как читать сегодня фантастику начала века). С какими-то положениями не согласен, но в общем пока в направлении изложении мысли что-то притягивает меня (мобыть чуть позже попытаюсь записать мысли по поводу книги).
Но, как часто бывает, за одной идеей тянется другая. К одним фактам притягиваются другие. И вот встретилась заметка о самообразовании студентов. И оказалось что это развитие когда-то заинтересовавшего меня проекта концепции новой образовательной среды Ad-hoc Education — автор Сергей Медведев.

Небольшая презентация:
SlideShare | View


И немного мыслей от её автора:

Для того чтобы студенческая инициатива, избежав проблемы, связанные со студенческой спецификой, стала реально работающим проектом, необходимо выполнение следующих условий:
  1. Настоящая, интересная задача, полезность и/или перспективность которой очевидна большинству участников проекта или хотя бы ядру команды.
  2. Команда и/или лидер (для небольших проектов), либо сильное ядро команды и примыкающие к ним участники (для проектов с числом участников более 10)
  3. Настоящий, непереносимый deadline. Если настоящий проект не получился вовремя, он провален. Это сильный стимул для работы, особенно на завершающих стадиях проекта.
  4. Выгоды участия: удовольствие от процесса работы в проекте, опыт, денежное вознаграждение, поездки, совмещение работы над проектом с выполнением курсовых и дипломных работ, наработка контактов и общение с интересными людьми и т.д.
  5. Преемственность поколений студентов. Это необходимое условие, которое выражается в разных формах: от наставничества и постановки задач до управления проектом. Часто для студентов младших курсов авторитетными являются не столько преподаватели, сколько старшекурсники; тем более, что успешный студент старшекурсник является реальным примером того, чего можно добиться в ближайшие несколько лет.
  6. Место для сбора. Помещение с доступом в Интернет, как правило, в вузе, где студенты могут собираться в любое время, без необходимости отчитываться для чего используются эти часы. Место – важный катализирующий фактор, полгода оно может служить для бесцельных «посиделок», но в конечном итоге эта точка сбора начнет использоваться целевым образом.
Из комментариев к статье Светламы Хорошевой "Образование 2.0: мечта или необходимость" заинтересовали следующие "Июнькие тезисы реформирования системы высшего образования" [От: Антон Павлов (JustSay.ru) | 04.06.2007 17:43]

На сегодняшний день в системе высшего образования существуют как минимум три больших проблемы.
  1. Преподаватели получают настолько мало, что берут пример со своих студентов и на всё забивают.
  2. Высшее образование стало настолько доступным, особенно для людей с достатком, что его ценность в их глазах стремится к нулю. Образование воспринимается как данность и у большинства студентов нет абсолютно никакого желания учиться — итак ведь диплом дадут.
  3. Система высшего образования морально устарела.
I. Первая проблема вытекает из двух подпроблем:
  1. Средний возраст преподавателя велик, обычному человеку в таком возрасте уже не до инноваций в систему образования. Поэтому ему чем проще, тем лучше. Если есть накатанный способ обучения, ни один из таких людей не захочет его менять. Это ведь одной только методической работы на сколько время, за которое дополнительно не заплатят.
  2. Низкая зарплата есть следствие недостаточного финансирования ВУЗов.
Для решения этих подпроблем можно воспользоваться следующей радикальной стратегией:
  1. Отменить всеобщее бесплатное образование. Оставить бесплатное образование только для золотых медалистов, т.к. обычно такие люди и в университетах продолжают учиться, а не %$и пинать.
  2. Отменить льготы для поступления всяческим социально незащищённым группам населения. Если человек инвалид или участник боевых действий, это не означает, что у него есть способности к обучению. Эффективность набора подобных слушателей сомнительна. В конце концов, подобные льготы можно монетизировать, если кто-то захочет, пускай поступает на платное отделение на полученные льготные деньги. Таким образом, большая часть студентов будет вынуждена платить деньги за образование. При этом необходимо развить долгосрочное образовательное кредитование наподобие ипотечного, чтобы практически любой мог кредит на образование получить.
    Когда студент платит свои собственные деньги за обучение, он трепетнее относится к его качеству. И требователен к содержанию дисциплин и качеству преподавания.
  3. Тем студентам, которые в процессе обучения показывают хорошие полученные знания, можно делать скидку на стоимость обучения.
  4. К финансированию обучения необходимо привлечь компании, заинтересованные в выпускниках соответствующих вузов. Подобные компании могут участвовать в финансировании в двух направлениях:
    1. финансировать отдельные кафедры, взамен получать право на отдельные разработки людей с кафедр
    2. финансировать образовательные кредиты в обмен на обязанность студентов отработать какое-то время в компании
II. Вторая большая проблема доступности образования частично решается сокращением спроса, вызванным подорожанием образования. Но подорожание не решает проблемы непроявления интереса у студентов богатых родителей, которых те всё равно будут в ВУЗы пропихивать. В связи с этим возможно следующая стратегия:
  1. Необходимо наладить информационную систему долгосрочного и среднесрочного планирования потребности в кадрах на основе взаимодействия трёх институтов:
    1. Министерство образования как координатор программы и непосредственный заказчик образовательных программ по приоритетным направлениям
    2. Частные и государственные компании, заранее планирующие потребность в кадрах и научных разработках по тому или иному направлению
    3. ВУЗы
  2. Открыть информационную систему для доступа абитуриентов и всех заинтересованных лиц в части просмотра планов приёма по годам, чтобы школьники и их родители могли заранее ориентироваться, в каком году сколько каких специалистов возьмут на обучение ВУЗы
    С помощью разработанной системы гибко подходить к открытию мест для зачисления студентов в ВУЗы. К примеру, если на 2015 год планируется резкое сокращение потребности в логистах, сократить приём по этой специальности ещё в 2010 году.
  3. В целях предотвращения наплевательского отношения к учёбе пересмотреть морально устаревшую систему образования (см. ниже)
III. Третья проблема - моральное устаревание системы образование проявляется с каждым годом всё более чётко. Возможна следующая стратегия для решения данной проблемы.
  1. Упразднение лекций
  2. Обеспечение методической литературой, в том числе, текстами лекций и ссылками на источники информации в интернете, чтобы студенты могли самостоятельно получать ту информацию, которую они ранее получали на лекциях в устном виде
  3. Выделение нескольких часов в программе для проведения устных консультаций с преподавателем
  4. Основной упор необходимо сделать на проведение практических занятий на основе реальных жизненных ситуаций. Заказы на анализ ситуаций и их решение могут поступать из компаний-инвесторов соответствующих кафедр. То же касается и технических разработок. Особо отличившимся на практике студентам необходимо выплачивать премии
  5. Доработать внедряющуюся сейчас модульную систему. Чётко разбить весь усваиваемый материал на 2 части — общетеоретическую и прикладную. Обычными формами контроля сделать:
    1. Компьютерный тест по теории предмета (составленный так, чтобы не было разночтений, тест должен проверять только знание основных принципов, понятий, определений)
    2. Накопительную систему баллов по практике, что принудит студентов работать на оценку в течение всего модуля
    3. Как таковые экзамены отменить, вместо них уделить внимание такой форме контроля — как курсовые работы. Такая работа должна писаться на основе наработанного на практике материала. Работы принимать в электронном варианте, который перед проверкой прогонять через системы подобные антиплагиату.
  6. Ужесточить процедуру отчисления студентов. Сейчас для того, чтобы отчислиться, нужно очень постараться. Необходимо, чтобы до конца обучения добирались не более 70-80% поступивших. Без подобного отбора результат на выходе будет некачественным, а диплом не будет гарантией качества образования.
Таким образом, необходимо создать такую систему высшего образования, которая:
  • учила столько студентов, сколько требуется экономике
  • принимала в качестве студентов только сильно мотивированных людей
  • выпускала только действительно обученных людей


Ну и как? "Посиделки"? "Неспящие"? Аллё, гараж, пора вставать…