понедельник, 18 февраля 2008 г.

Зачем учатся?

Настоящее обучение
За новогодние каникулы удалось освоить книгу Jay Cross "Informal learning"… В ней собраны все его соображения на тему того, почему обучение и тренинг по заранее подготовленному учебному плану неэффективно, особенно для обучения сотрудников компаний. Один из самых интересных ответов на этот вопрос звучит так: «Для подготовки качественного учебного плана со всеми материалами и заданиями требуется очень много времени, поэтому обучение происходит либо сильно раньше появления потребности в новых знаниях, либо сильно позже. В обоих случаях такое обучение не эффективно».
И еще одна интересная фраза из книги: «За пять минут можно выучить все то, что студент университета запомнит после пяти лет обучения». Может это и преувеличение, но суть понятна.
Если отойти от изучения неформального обучения, то в книге есть очень интересный материал о том, как люди учатся вне зависимости от того как проходит обучение. Итак, люди лучше всего учатся тогда, когда:
  • понимают, что в учебных материалах есть лично для них и определяют материал полезным;
  • понимают, что от них ожидается в процессе обучения и после его завершению;
  • могут общаться с другими людьми;
  • Сталкиваются необходимостью делать выбор;
  • чувствуют безопасным показывать то, что они знают и что не знают;
  • получают информацию для изучения маленькими порциями;
  • часто получают информацию о прогрессе собственного обучения;
  • изучают то, что им потребуется в ближайшее время;
  • получают поддержку от тьютора или наставника;
  • обучаются с использованием различных средств (дискуссии, тренажеры, практикумы, самостоятельные задания и т.д.);
  • сталкиваются неопрделенностями чаще, чем с четко определенными понятиями и концепциями;
  • обучают других;
  • получают поощрения за маленькие победы в ходе обучения;
  • могут сделать ошибки и исправить их;
  • могут пробовать свои навыки множество раз;
  • самостоятельно оценивают свой прогресс обучения и учитывают извлеченные уроки.

Хочу отметить, что очень много из этого списка может применено при проектировании стратегии электронного обучения, а также при разработке курсов и систем. Очень важно опираться на то, что ложится в основу желания человека получать новые знания и что движет им в ходе обучения.