воскресенье, 11 мая 2014 г.

Конференция "Проект года - 2014"


Часть 2. Уроки

Подготовка

О возможном проведении конференции известно наверное уже с 1сентября (по крайней мере мне встречались работы на титульном листе которых был 2013год. Надеюсь что это была именно новая работа, сделанная в начале 2013/2014 учебного года, а не просто повторная подача старенького, подготовленного к конференции 2013года). Что ещё позволяет делать такое предположение так это то что приказ о проведении конференции Управление издаёт 21 марта с требованием 8 апреля закончить приём конкурсных работ, написать за 2 недели исследовательскую работу нереально (если мы конечно говорим не о профанации самой идеи). Итак всё же примем за базу что о возможном проведении конференции все знали уже давно и соответственно могли работать в этом направлении.
Но по некоторым причинам основная масса работ дорабатывалась и сдавалась в последние дни что не могло не вызвать нервозной обстановки и последовавших накладок. Например причиной что на конференции в раздаваемой программе не было списка работ по секциям как раз и явилось “утрясание” списков до последней минуты. Наверное всё-таки имеет смысл более жёстко относиться к исполнению регламента конференции. Не сдал вовремя работу в оргкомитет - пролетел, будешь докладываться в следующем году.

О проектах

Самый главный вопрос на который я пытался найти ответ на протяжении всей конференции “Для кого?” (я на него пытаюсь ответить уже не первый год)
Вот что говорит об учебных проектах Катерина Поливанова (профессор кафедры возрастной психологии МГППУ) в материале http://expert.ru/russian_reporter/2012/47/chto-ne-tak-v-nashej-shkole/
Идея-то какая? Ученику что-то интересно, и он приходит к учительнице по русскому языку и говорит: «Мария Ивановна, проверьте, пожалуйста, я вот тут заметку в газету написал…» И она его в этот момент учит русскому языку. Хорошая идея. Но на самом деле ничего этого нет. Осталась только выставочная часть: презентации, всякие конференции, потому что учителям это нравится. Для них это какой-то бонус. И когда сейчас проектная деятельность стала официальной, я уже боюсь вспоминать, что я тоже к этому немножко руку приложила.
Т.е. инициатива, как мне кажется, должна всё же исходить от ученика. Рассказать о конференции, предложить какие-то темы, соответствующего уровня - это к учителю. А вот работа на проекте - это к ученику. “Убрать помогающие ручки”. Держать руку на пульсе работы в проекте, помогать с планированием, показывать какие-то тонкости, возможно не увиденные учеником - это опять к учителю. Предложить экспертов в области проекта - это можно и учителю. Взаимодействие с экспертами и консультантами - опять к ученику. Надо всё же учиться научной работе в полном объёме: от постановки гипотезы до защиты своего решения.

Далее по выбору тем для проектов вынужден буду согласиться с Ольгой Урсовой:
Мы, наверное, более инертны, чем дети, с которыми работаем. Часто ставим не слишком актуальные для них вопросы, предлагаем свои пути решения, уводим в сторону от близких, конкретных проблем слишком общими формулировками тем исследований.
Как пример, приведу предложенную одним из участников тему для исследования - "Устройство ПК". Мне самой импонирует лозунг "Каждая тема - исследовательская". Однако, если школьникам предложить формулировку "Как самому собрать компьютер для конкретной цели с оптимальным выбором комплектующих (по цене и совместимости)", то такой вариант позволит придать деятельности учеников исследовательский и авторский характер.
По поводу "глобализма" и размаха, с которыми мы иногда планируем тему учебного исследования или проекта, хочется сказать, что это довольно часто встречается у российских педагогов, наверное, вследствие особенностей нашего менталитета. А в зарубежной практике чаще встречаются наоборот, очень локальные, конкретные и иногда курьезные (на первый взгляд) темы. Однажды встретилась с учебным исследованием по физике - "Можно ли на асфальте приготовить яичницу?". Видите, какие полярные варианты предлагаемой тематики? С одной стороны - в целом про экологию, а с другой - "яичница на асфальте". Я не могу сказать ни про одно, ни про другое однозначно - хорошо это или плохо, но авторская позиция и конкретные знания по предмету можно ожидать в каком варианте, как вы думаете?
Еще одна из предложенных исследовательских тем "Зачем нам нужна экология?" больше подходит для исследования мирового масштаба :) или для проведения круглого стола. Для учебного исследования, на мой взгляд, больше подходят более локальные темы, связанные с энергосберегающими лампами или утилизацией батареек, например. В этом плане очень полезно познакомиться с опытом программы ГлобалЛаб, с темами, которые предлагают в рамках проекта "Наблюдай и исследуй".
Кстати при использовании более “приземлённых” тем проектов гораздо легче будет говорить об эффективности и результативности проектов (есть такой пункт в проектной деятельности).
То есть одно дело рассказать о какой-либо проблеме народов Африки. Рассказал и ладно. Бумагу положил в архив.
И совсем другое провести исследование о потребнностях учеников своей школы по, например, наличию и оборудованию рекреационных зон в школе. И вот тут было бы интересно чтобы эти исследования были учтены при проведении ремонта в школе. “А вот это сделано по результатам моего проекта” - наверное это было бы покруче даже диплома победителя конференции. Представляю с каким интересом делались бы учебные проекты в последующие годы.

Уроки

Использовать материалы конференции

Если бы на конференции велись записи не только приветственного слова, но и выступлений конкурсантов, то полученные материалы можно было бы использовать потом (в качестве учебного пособия (?) по какой-либо теме,  в качестве материала для последующего анализа выступления). Для этого надо более полно фиксировать материалы (доклады, презентации, выступления).
Статья с описанием технологии записи, обработки материалов конференций от Станислава Фомина из команды ROSA, прочитанного в рамках VIII конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» http://talks.rosalab.com/Seminar-assembler-oseduconf

Проведение трансляции.

Желательно кроме прямой трансляции вести и локальную запись потока - тогда можно было собрать видео из разных точек с нормальным качеством.
В идеале на каждой площадке необходима съёмка с 2-3 точек. В этом могла бы помочь конструкция, увиденная на одной из конференций
Что мы здесь имеем:
  • камеру, снимающую докладчика
  • вебкамеру, работаюую на зрителей
  • всё это связано с ноутбуком, на к-ром идёт локальная запись
Крепление всего комплекса на штативе обеспечивает его достаточную мобильность и компактность что позволяет разместить такую точку почти в любом месте зала (достаточно обеспечить подвод электричества и выход в сеть).
Следующий момент. Для управления комплексом трансляции желательно выделение операторского места на отдельную машину чтобы служебная информация (например по согласованию программы и переговоры с другими точками телемоста) не прорывалась на экраны трансляции. С этой же машины можно осуществлять удалённое управление комплексом трансляции что даст сокращение необходимой площади для размещения комплекта трансляции в зале (не надо рядом сидеть).
Обязательно должно быть проведено согласование программы с техническим персоналом, обеспечивающим трансляцию. Вы не поверите, но они люди с мозгами и могу подсказать интересные идеи, к-рые возможно реализовать техническими способами. Например осуществлять трансляцию показываемой презентации не только на локальный экран школы, но и на экраны всех участников трансляции чтобы они были в курсе о чём там вещает человек в соседней школе (здесь была как раз проблема на конференции когда в школах велся показ презентаций и иной информации, но т.к. об этом не были извещены техспециалисты, то презентации так и остались на экранах школ докладчика). И это должно быть независимо от трансляции выступающего, т.к. при съёмке с экрана кадра с проектора получаем непонятное нечто.

Запись рабочего момента.

Многие секции проходили в помещениях, подготовленных для проведения ЕГЭ. Соотв-но в них установлено оборудование видеонаблюдения. Правда для записи докладов эти камеры плохо подходят (они установлены в районе доски и смотрят в класс), но камеры позволяют писать звук. И эту запись можно совместить с материалами доклада автора работы. Таким образом мы получим слайдкаст для последующего представления и анализа.
Вышеописанный конструктив с камерами можно также задействовать для записи докладов ввиду его достаточной автономности - установил в классе, запустил на запись, по окончании работы секции выключил и материалы готовы для дальнейшей обработки.

Кисок сбора материалов

Хорошо бы организовывать место где любой мог сбросить свои материалы по конференции (например фото- и видеоматериалы). Это должно быть централизованное хранилище с ограниченным доступом (типа почтового ящика - кинул своё письмо, но не видишь что кинули другие).

Элементы маркировки. Система навигации

Замечательно что на каждом этаже у лестниц были списки где что происходит. Правда были они сделаны так незаметно и ненавязчиво что если бы экскурсоводы что стояли рядом, то скорей всего их и не заметили. Вывод - списки должны быть ярко и заметно оформлены и вывешены в точке где они были бы сразу видны.
То чего не хватало и могло быть сделано легко с минимальными затратами - повесить у каждой аудитории кроме названия секции ещё и список докладов, к-рые будут заслушаны на ней.

Архивирование докладов.

Заметил одну тонкость. Несмотря на то что в каждой из школ где проходила клнференция все компьютеры объединены в школьную сеть получить архив докладов это большой труд, т.к. часть докладов шло прямо со своих носителей без копии на диск, а если они шли с локальных машин, то копия была сделана локально на десктоп машины. Казалось бы простое решение - копирование всех работ на центральное хранилище в сети до начала работы (можно и в ходе работы). Это позволяет убить несколько зайцев:
  • проверка материалов на вирусы и блокирование их распространения на входе (всем знакома ситуация когда после массового мероприятия приходится "чистить" машины от вирусов, иногда и переустанавливать)
  • сразу получаем архив материалов конференции
  • локальная машина в аудитории превращается в простую станцию воспроизведения что обеспечивает независимость работы секции от аудитории.

“Очередной урок”

К сожалению вечная урочная модель с учеником у доски и учителем на кафедре всё никак не хочет уходить. Мне показалось что участники воспринимают такое мероприятие как ещё один урок со всеми вытекающими:
  • ученик у доски "оттарабанивает" свой доклад
  • ученики в аудитории сидят и готовятся отвечать и не слушают своих коллег
  • жюри это такой коллективный учитель, смотрящий какую оценку поставить отвечающему.
Большим достижением считаю что появились попытки организовать дискуссию хотя бы через бонусные очки за участие в обсуждении других докладов. В связи с этим не могу не вспомнить слова в одной из дискуссий:
ставлю им в пример детей, которые якобы легко могут задавать вопросы. Оказалось, что детям 12 лет реально ОЧЕНЬ ТРУДНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. У них убит внутренний почемучка.
Моя детвора часто жалуется, когда я их настраиваю побольше вопросов задавать учителям, "когда кто-то задаёт вопросы, то учитель делает вывод, что ребёнок не разобрался и понижает оценку". Получается, что у детей развивают привычку делать вид, что они понимают, а это требует того, чтобы вопросов не было.
И опять я с вопросом о предварительном доступе к материалам работ и их возможном онлайн-обсуждении. Как могло повлиять предварительное ознакомление с работами своих коллег по секции на активность обсуждения на самой секции? Кстати это могло быть не только просто ознакомление с материалами, но и сбор материалов, онлайн-опросы и прочая онлайн-активность.