пятница, 31 июля 2009 г.

Мнение "кролика" никому неинтересно

В свете обсуждения заявления МДА о начале проведения изучения религии в школах появилась мысля, на которую я вот так сразу и не нашёл ответа.

Нам было сказано "Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент".
Эксперимент так эксперимент — наш народ привычный к закидонам своих правителей. И нам даже объяснили зачем это всё делается: «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан». Но вот тут-то меня и скребанула та самая мысль.

Итак. У нас есть эксперимент. Есть цель эксперимента. А вот где критерии удачности проведения эксперимента? Каковы измерители достижения цели?

Вот так сразу и не приходит в голову ничего. Точнее приходят несколько критериев успешности с нескольких точек, но вот насколько они соответсвуют заявленной цели?
  • Критерий с точки зрения чиновников — сумма "попиленного" бюджета. Вещь реальная. Выражаемая в числе построенных дач и купленных яхт на Лазурном побережье.
  • Критерий со стороны религиозных деятелей — число вновь прибывшей паствы необходимой для "прокорма", пардон, "окормления".
  • Критерий со стороны книжной "мафии" — увеличение прибыли за счёт увеличения номенклатуры учебников.
  • А вот каковы критерии с точки зрения государства? В дальней перспективе — число послушных граждан, готовых принять любое нововедение власти ("Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" [1 Кор. 10, 26])
  • И тп ("Есть многое на свете, друг Горацио \\ Что и не снилось нашим мудрецам")
И вот казалось при чём тут "кролики"? И действительно. Ни в одном из экспериментов мнение подопытных кроликов не учитывается.
А может пора бы и поинтересоваться?

2 комментария:

  1. > А может пора бы и поинтересоваться?

    Этому есть примеры в истории?
    В масштабах сообщества (коллектива, государства и т.п.) дожидаться этого "пора" можно вечно.

    Проще "работать по горизонтали" - от сердца к сердцу.
    В таком случае, вероятность положительного эффекта, все-таки выше.

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению у нас всегда так - мнением подопытных не интересуются. А ведь это будет одна из проблем.
    Вот допустим что пройдут эти 3 года и признают эксперимент неудавшимся. Что делать с теми сотнями детей, прошедших через эксперимент? Насколько они будут "изуродованы" обучением?

    ОтветитьУдалить