- наборы приложений (уровня LMS);
- сервисы приложений (низкоуровневые сервисы, такие как опросы и моделирование, с которыми пользователь взаимодействует напрямую);
- образовательные сервисы (как правило, касающиеся администрирования обучения, такие как управление курсами и расписание курсов);
- общие сервисы (важная функциональность, к которой пользователь не имеет доступа, например, аутентификация, обмен файлами, регистрация и управление базами данных);
- инфраструктура (основа сервисов, в том числе HTTP, SOAP и XML)
Ключевое допущение для считываемой машиной информации и сервисов состоит в том, что сервисы могут взаимодействовать и договариваться «на лету». Разработки в области Semantic Web начинались с RDF и DAML+OIL и с тех пор продвинулись до языка онтологий OWL (Web Ontology Language, www.w3.org/TR/owl-features/), который недавно стал стандартом консорциума W3C. Язык OWL может использоваться для описания «онтологий» — баз знаний о концепциях, к которым могут обращаться сервисы с запросами на получение информации. В частности, онтологии помогают создавать новые знания, в которых вывод может формироваться в базе знаний с учетом поставленной цели, вне зависимости от информации, непосредственно занесенной создателем онтологии. Эта способность распространяется на мир Web-сервисов с помощью подмножества языка онтологий — OWL for Services (OWL-S).
На низком уровне разработчики могут использовать Web Service Description Language (WSDL), предложенный W3C для описания функциональности Web-сервисов в терминах «ввода», «вывода», «предопределенных условий» и «эффектов» (inputs, outputs, preconditions, effects — IOPE). WSDL предоставляет синтаксис, с помощью которого вызывающая система или сервис могут получать доступ к открытой функциональности, не рассматривая ее внутреннюю реализацию.
Для более высокого уровня сообщество Semantic Web разрабатывает спецификации для организации сервисов и потоков заданий. Web Services Business Process Execution Language (WSBPEL, docs.oasis-open.org/wsbpel/2.0/wsbpel-specification-draft.html) поддерживает организацию сервисов и потоков в рамках SOA. Организацией и управлением сервисами также занимается сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus, ESB) [D.A. Chappell, Enterprise Service Bus. O’Reilly Media, 2004].
Адаптивные гипермедиа-системы [P. Brusilovsky, Methods and Techniques of Adaptive Hypermedia. User Modeling and User-Adapted Interaction, vol. 6, nos. 2-3,1996] формируют вторую группу технологий для поддержки взаимодействия в обучающих системах. Здесь используется иной подход, поскольку, как правило, адаптивные системы представляют собой открытые информационные системы с практически неограниченным доступом к имеющимся знаниям по конкретной предметной области. Это значит, что внешние источники относительно легко могут добавлять новую информацию при обращении к данной системе и что небольшое количество дополнительных данных может привести к значительному росту производительности. Адаптивные сервисы, используя OWL-S в дополнение к основному OWL, предоставляют широкие возможности для взаимодействующих сервисов.
Основная связь между Semantic Web и адаптивными гипермедиа — это композиция и технология Web-сервисов. Технологии SOAP и REST поддерживают удаленные системы для того, чтобы использовать коммуникации на базе Web для формирования сложных систем из атомарных сервисов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий