Часть 2. Уроки
Подготовка
О возможном проведении конференции известно наверное уже с 1сентября (по крайней мере мне встречались работы на титульном листе которых был 2013год. Надеюсь что это была именно новая работа, сделанная в начале 2013/2014 учебного года, а не просто повторная подача старенького, подготовленного к конференции 2013года). Что ещё позволяет делать такое предположение так это то что приказ о проведении конференции Управление издаёт 21 марта с требованием 8 апреля закончить приём конкурсных работ, написать за 2 недели исследовательскую работу нереально (если мы конечно говорим не о профанации самой идеи). Итак всё же примем за базу что о возможном проведении конференции все знали уже давно и соответственно могли работать в этом направлении.Но по некоторым причинам основная масса работ дорабатывалась и сдавалась в последние дни что не могло не вызвать нервозной обстановки и последовавших накладок. Например причиной что на конференции в раздаваемой программе не было списка работ по секциям как раз и явилось “утрясание” списков до последней минуты. Наверное всё-таки имеет смысл более жёстко относиться к исполнению регламента конференции. Не сдал вовремя работу в оргкомитет - пролетел, будешь докладываться в следующем году.
О проектах
Самый главный вопрос на который я пытался найти ответ на протяжении всей конференции “Для кого?” (я на него пытаюсь ответить уже не первый год)Вот что говорит об учебных проектах Катерина Поливанова (профессор кафедры возрастной психологии МГППУ) в материале http://expert.ru/russian_reporter/2012/47/chto-ne-tak-v-nashej-shkole/
Идея-то какая? Ученику что-то интересно, и он приходит к учительнице по русскому языку и говорит: «Мария Ивановна, проверьте, пожалуйста, я вот тут заметку в газету написал…» И она его в этот момент учит русскому языку. Хорошая идея. Но на самом деле ничего этого нет. Осталась только выставочная часть: презентации, всякие конференции, потому что учителям это нравится. Для них это какой-то бонус. И когда сейчас проектная деятельность стала официальной, я уже боюсь вспоминать, что я тоже к этому немножко руку приложила.Т.е. инициатива, как мне кажется, должна всё же исходить от ученика. Рассказать о конференции, предложить какие-то темы, соответствующего уровня - это к учителю. А вот работа на проекте - это к ученику. “Убрать помогающие ручки”. Держать руку на пульсе работы в проекте, помогать с планированием, показывать какие-то тонкости, возможно не увиденные учеником - это опять к учителю. Предложить экспертов в области проекта - это можно и учителю. Взаимодействие с экспертами и консультантами - опять к ученику. Надо всё же учиться научной работе в полном объёме: от постановки гипотезы до защиты своего решения.
Далее по выбору тем для проектов вынужден буду согласиться с Ольгой Урсовой:
Мы, наверное, более инертны, чем дети, с которыми работаем. Часто ставим не слишком актуальные для них вопросы, предлагаем свои пути решения, уводим в сторону от близких, конкретных проблем слишком общими формулировками тем исследований.
Как пример, приведу предложенную одним из участников тему для исследования - "Устройство ПК". Мне самой импонирует лозунг "Каждая тема - исследовательская". Однако, если школьникам предложить формулировку "Как самому собрать компьютер для конкретной цели с оптимальным выбором комплектующих (по цене и совместимости)", то такой вариант позволит придать деятельности учеников исследовательский и авторский характер.
По поводу "глобализма" и размаха, с которыми мы иногда планируем тему учебного исследования или проекта, хочется сказать, что это довольно часто встречается у российских педагогов, наверное, вследствие особенностей нашего менталитета. А в зарубежной практике чаще встречаются наоборот, очень локальные, конкретные и иногда курьезные (на первый взгляд) темы. Однажды встретилась с учебным исследованием по физике - "Можно ли на асфальте приготовить яичницу?". Видите, какие полярные варианты предлагаемой тематики? С одной стороны - в целом про экологию, а с другой - "яичница на асфальте". Я не могу сказать ни про одно, ни про другое однозначно - хорошо это или плохо, но авторская позиция и конкретные знания по предмету можно ожидать в каком варианте, как вы думаете?
Еще одна из предложенных исследовательских тем "Зачем нам нужна экология?" больше подходит для исследования мирового масштаба :) или для проведения круглого стола. Для учебного исследования, на мой взгляд, больше подходят более локальные темы, связанные с энергосберегающими лампами или утилизацией батареек, например. В этом плане очень полезно познакомиться с опытом программы ГлобалЛаб, с темами, которые предлагают в рамках проекта "Наблюдай и исследуй".
Кстати при использовании более “приземлённых” тем проектов гораздо легче будет говорить об эффективности и результативности проектов (есть такой пункт в проектной деятельности).
То есть одно дело рассказать о какой-либо проблеме народов Африки. Рассказал и ладно. Бумагу положил в архив.
И совсем другое провести исследование о потребнностях учеников своей школы по, например, наличию и оборудованию рекреационных зон в школе. И вот тут было бы интересно чтобы эти исследования были учтены при проведении ремонта в школе. “А вот это сделано по результатам моего проекта” - наверное это было бы покруче даже диплома победителя конференции. Представляю с каким интересом делались бы учебные проекты в последующие годы.
Статья с описанием технологии записи, обработки материалов конференций от Станислава Фомина из команды ROSA, прочитанного в рамках VIII конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» http://talks.rosalab.com/Seminar-assembler-oseduconf
В идеале на каждой площадке необходима съёмка с 2-3 точек. В этом могла бы помочь конструкция, увиденная на одной из конференций
Что мы здесь имеем:
Следующий момент. Для управления комплексом трансляции желательно выделение операторского места на отдельную машину чтобы служебная информация (например по согласованию программы и переговоры с другими точками телемоста) не прорывалась на экраны трансляции. С этой же машины можно осуществлять удалённое управление комплексом трансляции что даст сокращение необходимой площади для размещения комплекта трансляции в зале (не надо рядом сидеть).
Обязательно должно быть проведено согласование программы с техническим персоналом, обеспечивающим трансляцию. Вы не поверите, но они люди с мозгами и могу подсказать интересные идеи, к-рые возможно реализовать техническими способами. Например осуществлять трансляцию показываемой презентации не только на локальный экран школы, но и на экраны всех участников трансляции чтобы они были в курсе о чём там вещает человек в соседней школе (здесь была как раз проблема на конференции когда в школах велся показ презентаций и иной информации, но т.к. об этом не были извещены техспециалисты, то презентации так и остались на экранах школ докладчика). И это должно быть независимо от трансляции выступающего, т.к. при съёмке с экрана кадра с проектора получаем непонятное нечто.
Вышеописанный конструктив с камерами можно также задействовать для записи докладов ввиду его достаточной автономности - установил в классе, запустил на запись, по окончании работы секции выключил и материалы готовы для дальнейшей обработки.
То чего не хватало и могло быть сделано легко с минимальными затратами - повесить у каждой аудитории кроме названия секции ещё и список докладов, которые будут заслушаны на ней.
То есть одно дело рассказать о какой-либо проблеме народов Африки. Рассказал и ладно. Бумагу положил в архив.
И совсем другое провести исследование о потребнностях учеников своей школы по, например, наличию и оборудованию рекреационных зон в школе. И вот тут было бы интересно чтобы эти исследования были учтены при проведении ремонта в школе. “А вот это сделано по результатам моего проекта” - наверное это было бы покруче даже диплома победителя конференции. Представляю с каким интересом делались бы учебные проекты в последующие годы.
Уроки
Использовать материалы конференции
Если бы на конференции велись записи не только приветственного слова, но и выступлений конкурсантов, то полученные материалы можно было бы использовать потом (в качестве учебного пособия (?) по какой-либо теме, в качестве материала для последующего анализа выступления). Для этого надо более полно фиксировать материалы (доклады, презентации, выступления).Статья с описанием технологии записи, обработки материалов конференций от Станислава Фомина из команды ROSA, прочитанного в рамках VIII конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» http://talks.rosalab.com/Seminar-assembler-oseduconf
Проведение трансляции.
Желательно кроме прямой трансляции вести и локальную запись потока - тогда можно было собрать видео из разных точек с нормальным качеством.В идеале на каждой площадке необходима съёмка с 2-3 точек. В этом могла бы помочь конструкция, увиденная на одной из конференций
Что мы здесь имеем:
- камеру, снимающую докладчика
- вебкамеру, работаюую на зрителей
- всё это связано с ноутбуком, на к-ром идёт локальная запись
Следующий момент. Для управления комплексом трансляции желательно выделение операторского места на отдельную машину чтобы служебная информация (например по согласованию программы и переговоры с другими точками телемоста) не прорывалась на экраны трансляции. С этой же машины можно осуществлять удалённое управление комплексом трансляции что даст сокращение необходимой площади для размещения комплекта трансляции в зале (не надо рядом сидеть).
Обязательно должно быть проведено согласование программы с техническим персоналом, обеспечивающим трансляцию. Вы не поверите, но они люди с мозгами и могу подсказать интересные идеи, к-рые возможно реализовать техническими способами. Например осуществлять трансляцию показываемой презентации не только на локальный экран школы, но и на экраны всех участников трансляции чтобы они были в курсе о чём там вещает человек в соседней школе (здесь была как раз проблема на конференции когда в школах велся показ презентаций и иной информации, но т.к. об этом не были извещены техспециалисты, то презентации так и остались на экранах школ докладчика). И это должно быть независимо от трансляции выступающего, т.к. при съёмке с экрана кадра с проектора получаем непонятное нечто.
Запись рабочего момента.
Многие секции проходили в помещениях, подготовленных для проведения ЕГЭ. Соотв-но в них установлено оборудование видеонаблюдения. Правда для записи докладов эти камеры плохо подходят (они установлены в районе доски и смотрят в класс), но камеры позволяют писать звук. И эту запись можно совместить с материалами доклада автора работы. Таким образом мы получим слайдкаст для последующего представления и анализа.Вышеописанный конструктив с камерами можно также задействовать для записи докладов ввиду его достаточной автономности - установил в классе, запустил на запись, по окончании работы секции выключил и материалы готовы для дальнейшей обработки.
Киоcк сбора материалов
Хорошо бы организовывать место где любой мог сбросить свои материалы по конференции (например фото- и видеоматериалы). Это должно быть централизованное хранилище с ограниченным доступом (типа почтового ящика - кинул своё письмо, но не видишь что кинули другие).Элементы маркировки. Система навигации
Замечательно что на каждом этаже у лестниц были списки где что происходит. Правда были они сделаны так незаметно и ненавязчиво что если бы экскурсоводы что стояли рядом, то скорей всего их и не заметили. Вывод - списки должны быть ярко и заметно оформлены и вывешены в точке где они были бы сразу видны.То чего не хватало и могло быть сделано легко с минимальными затратами - повесить у каждой аудитории кроме названия секции ещё и список докладов, которые будут заслушаны на ней.
Архивирование докладов.
Заметил одну тонкость. Несмотря на то что в каждой из школ где проходила конференция все компьютеры объединены в школьную сеть получить архив докладов это большой труд, так как часть презентация части докладов шла прямо со своих носителей без копии на диск, а если они шли с локальных машин, то копия была сделана локально на десктоп машины. Казалось бы простое решение - копирование всех работ на центральное хранилище в сети до начала работы (можно и в ходе работы). Это позволяет убить несколько зайцев:- проверка материалов на вирусы и блокирование их распространения на входе (всем знакома ситуация когда после массового мероприятия приходится "чистить" машины от вирусов, иногда и переустанавливать)
- сразу получаем архив материалов конференции
- локальная машина в аудитории превращается в простую станцию воспроизведения что обеспечивает независимость работы секции от аудитории.
“Очередной урок”
К сожалению вечная урочная модель с учеником у доски и учителем на кафедре всё никак не хочет уходить. Мне показалось что участники воспринимают такое мероприятие как ещё один урок со всеми вытекающими:- ученик у доски "оттарабанивает" свой доклад
- ученики в аудитории сидят и готовятся отвечать и не слушают своих коллег
- жюри это такой коллективный учитель, смотрящий какую оценку поставить отвечающему.
ставлю им в пример детей, которые якобы легко могут задавать вопросы. Оказалось, что детям 12 лет реально ОЧЕНЬ ТРУДНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. У них убит внутренний почемучка.
Моя детвора часто жалуется, когда я их настраиваю побольше вопросов задавать учителям, "когда кто-то задаёт вопросы, то учитель делает вывод, что ребёнок не разобрался и понижает оценку". Получается, что у детей развивают привычку делать вид, что они понимают, а это требует того, чтобы вопросов не было.
И опять я с вопросом о предварительном доступе к материалам работ и их возможном онлайн-обсуждении. Как могло повлиять предварительное ознакомление с работами своих коллег по секции на активность обсуждения на самой секции? Кстати это могло быть не только просто ознакомление с материалами, но и сбор материалов, онлайн-опросы и прочая онлайн-активность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий