четверг, 26 марта 2009 г.

Мартовские тезисы-09

И вновь я посетил…

В субботу 14 марта во Внуковской школе прошла Открытая межрегиональная конференция учащихся Дмитровского района.

Всё ждал что на сайтах участниов и организаторов появится информация о прошедшей конфренции. Почти 2 недели прошло, а в Сети тишина. Никаких статей с результатми, с анализом проведённого мероприятия. (Кстати надо прошерстить Сеть на предмет публикаций по реультатам различного рода конференций, слётов, семинаров, проводившихся в районе. Есть у меня сильное подозрение что нет в сети такого :( Стойкое ощущение что проведение конференции заканчивается после церемонии раздачи наград произнесением слов "До встречи в следющем году". Но ведь, на мой вгляд, это не верно)

И вот оно счастье. Газета "Дмитровский вестник" в №34-35 от 26 марта опубликовала статью Аллы Головиной о конференции. Так что есть куда послать любителей гладкого отчёта. Там всё изложено так как мне всё никак не удаётся.

Вместо предисловия

Вниманию пуристов стиля. Я пишу так как хочу, считаю нужным писать в данный момент и именно для данного материала. Если вы хотите показать мастер-класс — welcome. Любая высказанная точка зрения будет внимательно рассмотрена (не факт что будет принята к беспрекословному исполнению, но рассмотрена на предмет рационльного зерна будет обязательно)

"А почему мы?" Да потому что вы интересное дело делаете. О неинтересных событиях я не пишу ибо не вижу смысла в этом.

"А пошто наезды?". В прошлогодних "мартовских тезисах" я писал о цели — "не наезда окаянного ради, а токмо из хотения увидеть как оно всё лучшеет и лучшеет". Но за стилем изложения материала "Мартовских тезисов-08" не были увидены смыслы — взыграли эмоции. Сожалею.

Неинформационные методы распространения информации в информационный век

И вновь мы видим неиспользование возможностей современных коммуникационных технологий: отстутствие информации о подготовке конференции на сайтах организаторов, неиспользование веб-форм для регистрации и подачи материалов от соискателей. Наверное я всё же человек испорченый информационными технологиями (старый принцип строителя ЛВС: "сети нужны для того чтобы не стаптывалась туфельки секретарш и ковры в кабинетах") и уже не представляю как это так в наш век при наличии сетевой связанности передавать информацию в бумажном виде или на различного рода дискетах, флешках…

При наличии сайтов у всех организаторов можно было запросто организовать приём заявок на участие и сбор предварительных материалов прямо на сайтах. Если нет возможности "напрягать" вебмастеров сайтов (а зачем они тогда?), то вполне реально можно сделать такую анкету с привлечением свободных интернет-сервисов, например Google.Document. Вот форма приёма данных, а вот результат сбора данных, готовых к дальнейшей машинной обработке (уже готов список частников, школ, аннотации докладов для программы и сборника). Далее эксперт проходится по списку заявок и ставит "птичку" у принятых к рассмотрению работ. Результат его действий также легко обработать автоматизированно и получить на сайте список принятых на конференцию работ, а в почту к соискателю отправить письмо-извещение: "Ваша работа принята. Готовьтесь к докладу". Если у конкурсанта нет доступа к заполнению формы, то он, как и ранее, может передать свои материалы обычным способом. Но в этом случае вручную надо будет обработать не 100-150 заявок, а всего десяток. Таим образом у экспертов будет больше времени на ознакомление с предоставляемыми работами.

Организация

В очередной раз поразился умению школы в организации приёма посетителей и участников конференции. В сравнительно небольшом объёме выделенных помещений удалось так организовать потоки что не было "пробок". Сказывается опыт полученый в конкурсах юных инспекторов движения? "Респект и уважуха" (аллё, пуристы - это вам кость :)

Нет информатике

В этом году, в отличии от прошлых лет, не было секции информатики. И это несмотря на то что экзамен по информатике принят в качестве одного из дополнительных при сдаче ЕГЭ. Интересно с чем связано? Загруженностью учеников, которые могли бы подготовить материал для секции? Их, учеников, отсутствием? Или какая-то иная причина?

Рост уровня докладов

Без детального анализа докладов, просто по общему впечатлению от тех докладов что удалось прослушать, сложилось впечатление что уровень их подготовки выше. Наверное сыграл свою роль более строгий (по словам организаторов) отбор материалов на конференцию.

В связи с ростом уровня может быть стоит подумать о разделении конференции по возрастным уровням? Или по уровням сложности ("ученик", "мастер", "ниндзя" :)? Уровень должен выбирать сам претендент. Но при этом ему надо быть готовым что судить будут в соответствии с заявленным рангом работы, без поблажек на возраст.

С моей точки зрения это позволило бы более дифернцированно готовить работы и доклады. Ведь формат представления работы на студенческой конференции и для начальной школы он совсем разным должен быть. (Привет, Ильхам. Поддерживаю)

И в качестве некого бреда — попробовать устроить защиты именно по уровням без разделения на предметные секции (или с минимальным разграничением). Объясню к чему это. Не секрет что общество всё более специализируется, а "специалист подобен флюсу". Это веление времени. От этого никуда. Но вот в школе подобного рода заседания\гиперсекции позволили бы показать что жизнь не ограничена той областью в которой ты сейчас делаешь работу, доклад. Это могло бы кому-то дать импульс пересмотреть свои ценности в жизни и стать, например, вместо математика психологом :) С другой стороны, если бы уровень работ был соответствующим, то это дало повод задуматься что "лирики тоже люди, а физики не совсем пропали", научило бы уважать труд других специалистов.

Рост уровня презентаций

Наконец-то наметилась тенденция (с надеждой в голосе) ухода из презентаций всякого рода "мыргалок/прыгалок" и эффектов ради эффектов ("Погляди. Ведь так прикольно выезжает слайд"). Причина? Может быть то что руководители обратили внимание конкурсантов на визуальный ряд доклада? Или уровень подготовки доклада уже не допускает расцвечивания? Или просто "наелись"?

Осталось сделать следующий шаг и, вспомнить смысловой перевод названиния одной из программ подготовки презентаций– PowerPoint– "основные точки", использовать визуальный ряд для акцентирования внимания на отдельных сложных и\или важных элементах доклада.

Специализация школ

Если посмотреть программу, то можно заметить в отдельных секциях явное преобладание разных школ. Секция психологии - дм. ш. 1, физика - внуковская школа и тп

Наличие сильной кафедры по данному направлению? Наличие активного учителя? Меньшая заинтересованность других предмтников в школах?

В кулуарных разговорах была высказана одна из гипотез: боязнь\нежелание учителей представлять своих учеников в новых для школы направлениях. "А вдруг не дотянут до уровня школ вышедших на конференции в прошлые годы. У нас нет такого опыта в данном предмете". Как рецепт преодоления - выкладывани материалов конференции в открытый доступ. Ознакомление с ними поможет убрать боязнь. Ведь готовят их такие же ученики перед которыми поставлена чуть более сложная, чуть более нестандартная задача.

Обращайтесь в институты - не ждите поступления

Представители нститутов-организаторов конференции приглашали не стесняться, не ждать поступления в институт, а уже в школьные годы обращаться к ним. "Мы открыты к сотрудничеству. Проведение такого рода конференций позволит воспитать активного человека, который так необходим в наше время". Отличная инициатива.

Прошёлся по сайтам институтов-организаторов на предмет получить информацию с кем и как связаться вот такому вот вдруг возжелавшему вкусить "гранита науки" ученику. И знаете — не нашёл :( Опять офф-лайн общение?

Парадоксизмы

На конференции услышал две интересные точки зрения.

№1. В докладе о влиянии компьютеров на школьников были приведены данные что среди предпочитающих жёсткие компьютерные игры мальчики представляют явное большинство к числу опрошенных. На вопрос "А не пытались понять, ответить на вопрос - Почему такое соотношение?" последовал ответ: "Это потому что мальчики отстают в развитии на 2-3 года". Обана. Парадокс, однако…

№2. Доклад о бездомных собаках в городе. Опрос: "Как вы относитесь к бездомным собакам?" Женщины в основном с опаской. Мужчины достаточно равнодушно. "А почему?". Оказывается "Потому что женщины чаще ходят по магазинам и чаще встречаются с собаками". Неожиданно…

"А этот пацак все время говорит на языках, продолжения которых не знает!" (с) "Кин-Дза-Дза"

Использование в докладах красиво звучащих терминов без чёткого понимания их значения. Зачем? Ради наукообразия? Но ведь это лишний крючок, на который так легко попасться. Правда на это стоит обращать внимание при условии что ваш доклад в аудитории кто-то будет слушать и он может быть интересен кому-то (кроме вашего руководителя и членов комиссии)

"Пепел Клааса стучит мне в сердце"

Оказывается что не всем эмоции закрывали смыслы. И в этом году слова мартовских тезисов были повторены уже с высоких трибун:

  • "дизайн слайдов стал более строгий, показывающий основную мысль"
  • "необходимо научиться не читать доклад с листа", "Малыши свои доклады, в отличии от более старших товарищей, представляли без бумажки"с надеждой в голосе
  • "мы будем... снижать число отбираемых реферативных докладов в пользу исследовательских. Ведь наша конференция научно-исследовательская"

Возродить культуру диспутов

В своём интервью П.Д.Ширков сказал что одной из целей конференции является научить "выступать на публике, кратко излагая самое существенное". Хотелось бы добавить "и участвовать в дискуссиях", а то у меня иногда складывалось впечатление что я попал на обычный урок где примерный ученик у доски отвечает домашнее задание. А остальные заняты какими-то своими делами и не слушали докладчиков. Очень редкие участники задавали вопросы докладчику. И эти вопросы вводили в ступор докладчика, т.к. мне показалось что вопросы ожидались только от членов комиссии и ни от кого иного. Обязательное обучение участию в диспутах. Стать рядом. Учить защищать свою точку зрения.

"Словесный фурор"

Прекрасный пример использования современных технологий показали журналисты газеты "Словеса" (Дм.ш.1). На основе проведенных интервью, собранных материалов и личных впечатлений от конференции ими был подготовлен, свёрстан и распечатан очередной, уже юбилейный– 10й, номер газеты. Непосредственно на конференции был представлен черновой вариант номера. При входе в актовый зал перед церемонией награждения каждый мог ознакомиться с ним. Такого рода выпуск в войсках называется "Боевой листок". Вот наглядный пример организации публикации новостей. И никакой это не "выпендрёж". Это пример отличной оперативной журналистской работы. Это именно **новости**.

Откройся

Несмотря на пристутствие в именовании конференции термина "Открытая" хотелось бы пожелать усилить эту самую "открытость". См. размышлизмы о публикации новостей и материалов.

26.03.2009 23:24:37

PS: Господа, маленькое примечание. Если у вас есть мнение по данной заметке, то для того чтобы его высказать не надо звонить на работу мне (у меня аллергия на телефонные разговоры) или моей жене (она уж точно вам не даст ни одного ответа по поводу этого материала). Специально для обратной связи в верхнем правом углу вы видите мой адрес gmail-почты, а вот сразу после этой заметки есть надпись "Комментарии" — это сделано для вас. Пишите. Высказывайте своё мнение. Не стесняйтесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий