А где это?
Уже ставшая традиционной конференция "Перспективный проект" в этом году выкинула фортель — сменила точку проведения. Причём ничто не предвещало этого. До последнего момента на сайте гимназии "Дмитров" публиковались материалы, документы конференции. И вдруг выясняется что теперь "Проект-09" переехал в Дмитровскую школу №1.
И при этом на сайте гимназии "Дмитров" ни слова о переезде. Упущение? Пофигизм?
О написании объявлений
На сайте ИУМЦ появилась заметка "Материалы для Программы "Проект года - 2009". Текст анонса достаточно нейтральный:
Материалы для Программы "Проект года - 2009"
Внимание! Размещаем информацию по поводу Программы подготовки научно-практической конференции школьников "Проект года -2009" Дмитровского муниципального района по защите проектных и исследовательских работ.
Практически повторяет другими словами заголовок ранее опубликованной заметки "Открытый Региональный конкурс творческих работ учащихся «Перспективный проект»".
Первая мысль "Не иначе какие-то дополнения. Ничего особо интересного в нём нет".
Правда немного удивился зачем надо было перетаскивать с сайта гимназии документы вместо того чтобы просто сделать туда ссылку. И вдруг, через третьи руки, узнаю о переносе места проведения. Обана. Лезу в приаттаченные к сообщению документы и действительно — переезд. Мало того что смена места проведения так ещё и смена точки сбора заявок на участие и материалов к конференции.
Наверное надо всё же проводить семинар по написанию материалов для Интернет. А пока микро мастер-класс.
"Как писать заголовки"
Заголовок должен "цеплять" посетителя. Заставлять его обратить внимание на материал. И в то же время не быть одним из "Вниманию учителей", "Обратите внимание" и тп банальностей, которые не выполняют свою функцию по привлечению внимания. Ты напиши почему я должен прочитать твой материал, пообещай мне небо в алмазах. Но при этом не пытайся уместить в заголовоку "Войну и мир". Нескольких слов, выражающих "соль" материала, мне будет достаточно.
В самом материале необходимо выделять главную мысль, а не прятать её в аттачмент. Причём, учитывая особенности Интернет-сёрфинга, о главном — в первых предложениях. Покажи о чём будет идти речь в материале и уже спокойно раскрой тему дальше. Если к документу прикладывается документ, то расскажи почему я должен его скачать к себе. Надеюсь о стандартах на формат прилагаемых документов говорить не надо?
Исходя их вышенаписанного попробуем переработать текст сообщения о конференции. Один из вариантов:
Об изменениях в конкурсе "Перспективный проект"Можно немного покрутить и попробовать иные варианты.
Конкурс "Перспективный проект", ранее проводившийся в гимназии "Дмитров", меняет место проведения и в этом году будет проводиться в Дмитровской школе №1. Положение о конкурсе, требования к конкурсным материалам и критерии их оценки вы можете прочитать в приложенных документах
Сапоги должен тачать сапожник
IT-группа методцентра на время сбора материалов сменила специальность и стала выполнять функции секретарш. Офигеть. 5 человек технарей вместо того чтобы заниматься своим прямым делом занимались возвратно-поступательными движениями по всвовыванием и высовыванием флешек и иных носителей в компьютеры, сбором бумаги и т.п. Не понимаю. Почему нельзя было поставить задачу в разрезе профессиональных навыков IT-группы? Ведь уже, например, в "Мартовских тезисах - 09" было приведено одно из решений проблемы регистрации участников.
Ладно бы решение о смене точки приёма материалов было принято без всякой предварительной проработки. По типу — вчера принято решение, а сегодня, как снег на голову, уже народ пошёл. Ну не верю я в это. В кругах, принимающих решение, об этом уже было извествно, как минимум, не позже конца марта-начала апреля. Форма приёма данных делается за час-два с отладкой и проработкой технологии. А далее уже люди сами регистрируют свои материалы. Те, кто не имеет доступа к Сети, могут подойти в любую другую школу с доступом или приехать в Дмитров и заполнить форму прямо в методцентре. Сколько бы времени было сэкономлено. А ведь время это единственный ресурс который нельзя накопить впрок. Не использовал — пропало…
К тому же после сбора данных ещё будут потери времени на сведение данных для подготовки программы, для подготовки тезисов конференции и дальнейшего анализа.
НЕ ПОНИМАЮ..................
Раскол?
Давайте почитаем Положение
1. Кто может принять участие.
Работы, которые были представлены 14 марта 2009 года на конференции во Внуковской сош, не заявлять, если они были отмечены как лучшие по направлению работы секции либо существенно не доработаны с учетом замечаний членов конкурсного жюри
Допустим что отсекание победителей в одном из ранее проведённых мероприятий является заботой об участниках конференции — они уже доказали свой класс и надо дать возможность взойти на пьедестал другим. Но с другой стороны мы имеем пару побочных эффектов от этого.
Давайте подумаем что мы хотим получить в результате этого? Желание отметить максимальное число участников за их работу? Похвальное, наверное, желание с точки зрения стимулирования заинтересованности в участии. Но не ведёт ли это к ослаблению конкуренции, созданию соревнований "понарошку". Разве к этому надо готовить? Если цель больше наградить, то может просто увеличить число поводов для награждения ("За лучший текст на заглавном слайде", "За самую красивый график распределения", "За гармоничный подбор цветов в презентации" и тд и тп)? Вот только не снизит ли такое решение ценность награды?
Далее вопрос о формулировке "основательная переработка" (??). Это мне напоминает законы принимаемые нашими депутатами — за многоумными формулировками нет критериев исполнения принимаемых законов. "Основательная" — это как? 10 слов добавлено и 20 переставлены местами — это уже основательная переработка? Или надо ещё 3-4 картинки перетасовать в работе? И кто будет оценивать? И главное когда, в какое время? Ведь надо не просто прочитать заявленную работу, но и сравнить её с ранее представленной (а для того чтобы сравнить и исходную тоже надо найти и прочитать). Двойная затрата времени.
Unreal…
Ещё один побочный эффект — "придерживание работ". При таких условиях (работа может принять участие только в одном из мероприятий) участник будет вынужден выбирать "А куда бедному крестьянину податься". Здесь будет складываться интересная ситуация — конференции будут вынуждены конкурировать за участников и их работы. И выжить они смогут лишь при условии повышения престижа ("Горец"? :) или специализации (по возрасту, по предметам, по иным признакам…). На мой взгляд более продуктивным был бы первый путь.
Хотя, если смотреть по организаторам, мы скорей всего получим "схлопывание" конференций с последеющим разделением по какому-либо признаку (например, начальная и средняя школа или "физики и лирики")
2. Ляпсусы?
Из "Программа подготовки научно – практической конференции школьников «Проект года – 2009» Дмитровского муниципального района по защите проектных и исследовательских работ":Требования к оформлению работы:
- материал предоставляется на электронном и на бумажном носителях,
- в формате Word,
- шрифт – Arial, 12 пт., отступы слева, сверху и снизу – 2; формат А4, объем – 1 страница,
- использовать минимум графики. Формат - *jpg или *gif. Разрешение – 72 пиксель/дюйм.
- в тексте аннотации следует описать: рассматриваемую проблему, цели, задачи исследования, используемые в работе средства и подходы, предполагаемый результат и использованные источники информации.
Аннотация заполняется руководителем проекта.
Исследовательская работа объёмом в 1 страницу — это сильно. Я конечно слышал про деградацию ученических работ, но не до такой же степени :) Или это из серии "Краткость — сестра таланта"? :)
Странно также требование "в формате Word". Расскажите мне что это такое? Последствия массового внедрения ворованного софта в России — неразличение программного продукта и формата представления информации. Чтобы не упрекали "Ты чо, самый умный?" предлагаю чуть изменить этот пункт в более верный вид "в формате .doc" (это тот самый формат, который является установленным по умолчанию для редактора MS Word до версии MSW 2007). Хотя я бы рекомендовал использовать формат pdf как более приспособленный к такого рода использования: стандартизованый и мультиплатформенный + документ в этом формат закрыт от изменения неквалифицированым пользователем.
Недавно во всём мире проходил "День планеты Земля". И одним из мероприятий являлся сбор макулаторы под лозунгом "Спаси дерево". Приводились интересные данные: для производства 1кг бумаги надо срубить ХХХ деревьев. К чему я это? Да вот тут в Положении требуют предоставить работы в электронном и БУМАЖНОМ виде. И это при том что у нас на всех уровнях говорят о безбумажных технологиях :(
ВЫВОД. Положение надо перерабатывать. Однозначно выкинуть из него в отдельный документ требования по оформлению работ.
И ещё. Неплохо бы в период подготовки и проведения конференции выдерживать требования Положения: не оформил в соответствии с требованиями — возврат на переоформляж; работа не соответсвует заявленной теме — дорабатывай; не успел сдать в срок — пролетел. "Лучше меньше, да лучше" (с) СамиЗнаетеКто.
Не надо много слов
Обычно я как-то не удосуживался пройти в зал на официальную часть подобных мероприятий и понял что наверное зря, тк сейчас не имею материала для сравнения с тем что я наблюдал в этот раз и непонятно насколько типично то что я видел.
На сцену перед залом выходили уважаемые люди. Говорили правильные и даже интересные слова. Но вот что я заметил: после появления нового "трибуна" народ начинал слушать, но через 3-5 минут прекращал и возвращался к прерванным делам (в очередной раз просматривал свой доклад, читал журналы, слушал музыку и тп).
Может быть не нужны в таком объёме официоз (почти час)? Может быть достаточно:
Привет. Мы открываем <...> Какие мы все молодцы что здесь собрались. Порядок работы следующий <...> Встретимся здесь же по окончанию для подведения итогов. За рабооту. УдачиВсе рассказы организаторов какие они хорошие может быть перенести в отдельный тред для тех кому что интересно? Ведь в этом случае КПД их рассказов будет выше — рассказывать-то будут заинтересованным людям. А если вдруг будет мало слушателей, то это повод задуматься — правильно ли делаем наше дело? Не упустили ли чего?
Долой групповую работу?
У меня иногда складывается ощущение что после 70 лет обобществления (жизни "колхозом") маятник качнулся в другую сторону и теперь мы слышим "Вы будете показывать что Я знаю, чему Я научился" и лишь где-то слабым эхом "мы все вместе. мы здесь".
К чему я это. А вот к чему. Достаточно часто приходится делать проекты, в которых очень важна групповая работа различных людей. И вот тут появляется засада — производительность групповой работы составляет не ожидаемые 75-90% от суммы людей, а опускается до 35-50%. И при анализе выясняется что не умеют люди работать в команде. Не научены ("а я всю жизнь сам весь всё делал"). Не желают ("а мне проще самому сделать чем кому-то объяснять"). Боятся показать свою "кухню" ("да я это для себя писал. что вы туда смотрите").
И это плохо. Приходится переучивать — от индивидуализма к команде.
Правда вполне вероятно зря я пишу об этом ощущении именно в этом материале. "Проект-2009" и ему подобные наверное\может быть\ направлены именно на выявление индивидуальностей. Но просто что-то вот кольнуло именно здесь и сейчас…
Проявление гражданской позиции
Периодически нарываюсь на попытку заявить активную грражданскую позицию в представленных работах. Работа "Польза и вред компьютерных игр" — идея с открытием компклуба. Работа о бездомных собаках — открытие питомника для передержки отловленных собак. Работа по Ольгово — запрос о дальнейшей судьбе памятника после его покупки частным лицом. И т.п.
Заявлено бывает много. Наверное было бы интересно оценить, понять "А сделано что?". И вот чтобы не было заявлений ради строчки в докладе целесообразно учителям рассмотреть вопросы реализации заложенных идей.
Разделяй и властвуй
Мне показалось или так и было на самом деле что произошла нестыковка между организаторами конференции? У меня сложилось впечатление что программа конференции, та самая где прописаны авторы и их доклады по секциям, делалась в последнюю ночь. Судя по положению о конференции эта программа должна быть готова, как минимум за 10 дней до начала. Это позволило бы довести её содержание до всех желающих через все доступные каналы связи: э/почту, веб-сервер, через распечатки (хотя это и анахронизм). Но что-то не срослось… Не было этого широкого оповещения. Не последствие ли это того положения с приёмом и последующей обработкой поступающих работ, о котором я писал выше?
В IT есть такое понятие как Workflow — путь и методика прохождения документов от поступления на вход до окончания жизни документа в архиве. На каждом этапе обработки документа определяются ответственные за обработку, входные и выходные параметры, порождаемые доп. документы и действия. Такой формализм позволит не потеряться ни одному из документов, постоянно видеть общую картину документопотока, своевременно реагировать на отклонения от желаемого хода. Эта схема просто обязана быть задействована если в работе участвуют не микро-группы.
Идеология в астрономии
Парадокс заметил в докладе "Астрономические объекты на флагах".
При рассказе о значении символов на флагах упоминалось значение красного цвета как обозначающего кровь, пролитую за страну, кровнное единство, славные победы.
И это верно с геральдической точки зрения (Червлёнь — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе).
Но вот в отношении Китая — "красный цвет означает коммунистическую партию, так же как и на флаге СССР".
Господа, это утверждение неверно. Достаточно взять любой справочник или даже просто описание создания флага СССР — там тоже говорится о пролитой крови и единстве.
Ну зачем же надо опять переписывать историю? Хотя может быть идеологически верно для современной политической ситуации в стране?
Сюрреализм
Поразило написание на головном слайде названия темы — "Сюреализм". Это меня зацепило и решил послушать.
Интересный ход докладчика. После обозначения терминологического поля и описания путей развития прозвучала и основных представителей прозвучала фраза:
- По этой теме работа получилась объёмной и я расскажу о наиболее интерсеном, с моей точки зрения, представителе сюрреализма — Сальвадоре Дали.
А вот учат ли нынче в школе что во французском языке ударение, как правило, ставится на последний слог? Андре' Брето'н :)
И ещё интересный вопрос по этому докладу был задан.
В ходе доклада было сказано что многие работы были созданы под воздействий разного рода наркотиков, алкоголя и тп. Был задан вопрос:
- Почему вдруг так повысилось потребление наркотиков и алкоголя в начале 20века?
- Уменьшение влияния морально-этических норм, снижение роли церкви
И вроде как ответ признали удовлетворительным.
А ведь причина была банальна — влияние войны и развитие науки. Во время франко-прусской войны одним из основных методов повышения боевого потенциала частей было употребление наркотиков (морфины в прусской армии и кокаиносодержащие препараты во французской). Тысячи солдат вернулись в свои страны и принесли с собой наркопривычки, которые проникли в среду богемы. Плюс наложилась недостаточная изученность последствий приёма недавно открытых морфинов (в то время его прописывали чуть ли не при ОРЗ).
Многие основоположники сюрреализма принимали участие в войнах начала века.
Этим же наверное можно объяснить и активизацию сюрреалистов в 60-е годы после вьетнамской войны. Боевое применеие наркосодержащих препаратов в этот период и появление LSD в очередной раз ввело понятие "расширенного сознания".
Кстати вот и интересная тема для возможной исследовательской работы — "Влияние наркотиков на творчество". (Действительно интересная тема. И интересна сама возможность её появления на конференции)
Что делаем?
И опять прозвучала обеспокоенность экспертов что конкурсанты и их руководители недостаточно чётко понмают значение термина "исследование/исследовательский" — "Работа проведена большая, материала собрано много, но исследований в работах мало".
Вот что такое "исследование" по версии Wikipedia:
Исследование —следование изнутри или снутри, следование алгоритму опытного или теоретического анализа.Алгоритм преобладающий в естествознании: наблюдение явления, теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции, построение (выбор) гипотезы, проектирование (разработка) метода и методик, обеспечение эксперимента наглядно или однозначно дающий оценку надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления)критериев реализуемости явления и конечному результату хода (динамики процесса) и результата завершения процесса самого явления. Анализ процедуры исследования и данных хода и результата, по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковки проверяемой гипотезы…
А то что зачастую в школах идёт под грифом "исследовательский проект" таковым редко является. Просто произошла обычная девальвация термина в условиях давления сверху: "Вам нужен исследовательскй проект? Их есть у меня…"
В этих условиях главным пострадавшим являются ученик, у которого в результате такой подмены формируется неверная терминологическа база и искажённая картина мира.
Интересности
"Свободный микрофон". Правда он был не совсем свободен, но идея интервью прямо по ходу мероприятия мне показалась интересной. Причём меня сначала смутило что задававший вопросы просил поднять руку только что награждённых. "Неужто не запомнил их?" – подумалось. А потом, понаблюдав за интервью, понял что наверное так и надо. Ведь поднимали руку те кто не побоится ответить на вопросы перед микрофоном. Если это его находка, то честь ему и хвала. И не только ему — не зря работал пси-класс :)
"Пресс-центр". Работа пресс-центра интересна со многих точек зрения.
Пресс-центр. Первая часть "пресс" — утройство для выжимки, повышения концентрации, плотности. И пресс-центр оправдал эту часть названия. Обеспечил народ "выжимками" с конференции :) Было бы интересно ещё сильнее развить эту часть — и выдавать репортажи в реальном времени. Да, пусть они будут не совсем гладкие, будут непричёсаные, но они позволят сразу же видеть ход мероприятия.
Небольшое пожелание к будущим "акулам пера" — оправдайте это определение. "Выгрызайте" из своего собеседника ответы на свои вопросы, нужный вам материал. Если этому не научиться сейчас, то вам никогда не взять интервью у Президента :)
Репортаж-презентация о конференции, показанная фоном к процессу награждения победителей, — красивый ход. Надо подумать как развить дальше эту фичу. Мобыть сделать её постоянно пополняемой на протяжении всей конференции? Т.е. продолжить презентацию из официальной части постоянно пополняемыми фотографиями, рисунками. Вынести ход работы на обозрение.
Раздача слонов
Как я понял из объявлений перед конференций предполагалась запись материалов с конференции на носитель любого желающего. Не увидел очереди желающих. Может быть потому что было не очень чётко озвучено что же именно получит на свой носитель желающий? Как мне видится обязательным должен быть следующий комплект информации о конференции:
- программные документы конференции (положение, требования к работам, критерии оценки и тп материалы)
- программа конференции
- сборник тезисов и аннотаций представленных работ; другие материалы, предоставленные авторами
- доп. материалы (рекламные материалы от организаторов, свободно распространяемые материалы и тп)
Кстати совершенно не обязательно осуществлять запись материалов на носители непосредственно на конференции. Слава Президенту — Интернет официально есть :) в каждой школе страны. Выложите на сайте организатора и опубликуйте об этомм информацию. Кому надо будет - сами возьмут.
Немаловажный момент — публикация конкурсных работ. Несмотря на уверения на разных уровнях что мы идём к открытому обществу получить конкурсные работы для изучения не представляется возможным кроме как, наверное, через официальный запрос "через завмаг, через директор магазин :)" к держателю материала. Напоминает не столь давние времена когда для того чтобы прочитать журнал по специальности приходилось тревожить 1 отдел. Неужто действительно ученические работы подпадают под закон о гостайне?
Может быть уже в Положении о конкурсе стоит оговаривать вопрос о форме публикации работ и последующем к ним доступе?
А зритель кто?
Я вот тут накидываю идеи с онлайн-стеназетой, с постоянно растущей презентацией. Но ведь это всё будет иметь смысл если это будут читать смотреть. Ведь вещь ради вещи… зачем она?
И вот тут мы приходим ещё одному вопросу, который меня занимает уже который год — проведение конференций ради самих участников конференций. Особенно это чётко видно когда приходят представители недмитровских школ — только докладчики + учитель сопровождения. Доклады слушают докладчики. Это как театр без зрителя. Почему так? Совсем никому не интересно что делают их одноклассники? Но почему на всякого рода спортсоревнованиях есть зрители? Неужто до такой степени потерян интерес к мысли? А ведь в своё время в Политехническом музее не хватало мест на лекциях.
Или это идея параллельных миров пришедшая в реальность наших школ и городов?
PS: Да. Если вам интересна другая точка зрения, то смотрите на сайте ИУМЦ
Комментариев нет:
Отправить комментарий