Суббота. 28.03.09. Дмитров. ИУМЦ. Заседание по защите бизнес-планов, созданных школьниками. (Оказывается это мероприятие называется - конкурс "Начни бизнес в Подмосковье")
Интересненько куда же рулят наши будущие предприниматели. И можно ли доверить им экономику района... :)
Использование далее именно упоминаемых материалов обусловлено несколькими причинамми:
К сожалению не удалось просмотреть полные материалы (выкладки, бизнес-планы, исходные исследования коньюнктуры). Каюсь. В следующий раз постараюсь исправиться (если он представится :) Пока всё нижеследующее на основе докладов соискателей.
В качетстве учебных проектов вполне проходит. Но хотелось бы указать на типовые ошибки/недочёты:
Например в проекте беспроводный интеренет упор был сделан на более низкую цену. А ведь это не совсем верно - главное в этом проекте отвязанность от проводов. Свобода доступа - "подключённость везде". По цене трудно конкурировать с существующими провайдерами при условии покупки трафика у них же и меньшем общем потребляемом объёме.
К сожалению в бизнес-планы не закладывались расходы на юридическую оценку проекта, сопровождение и необходимость лицензирования деятельности (пример проекта детского сада "Ромашка" и проекта FreeWay).
Практичеси никто не задавлся вопросом: "А почему конкуренты не работают в той нише, на той территории, которую мы хотим занять?".
Вот возьмём проект беспроводного доступа. Однозначно что при выходе на этот рынок надо будет строить определённую техническую инфраструктуру (магистрали, точки доступа...). У тех же "Линка", MComm-а эта инфраструктура в городе уже практически готова. На неё надо лишь наложить сеть точек доступа. Соответственно это будет дешевле чем строить всё с нуля. Почему они ещё не заняли эту нишу?
Ателье "ProStyle" собирается работать во вновь строящихся микрорайонах. При этом мне пооказалось что они считают что они будут монополистами на новой территории. А почему на неё не могут претендовать существующие ателье? Почему им не создать свои филиалы?
От ответа на эти вопросы может резко поменяться политика проникновения на рынок.
Во многих проектах закладывается ФЗП из расчёта средней зарплаты в 10-12тысяч рублей. Это мало. Даже меньше чем средняя зарплата по стране. Давайте не смотреть на зарплату "таджиков" на стройках города - надо создавать рабочие места для местных.
Участие в обсуждении материалов других участников не может не радовать. Ведь активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, не стесняться уточнять непонятные моменты - как раз то что и надо будущем бизнесмену. И что так редко встречается на других школьных мероприятиях :)
Гораздо более интересной мне показалась идея мусоросжигательного завода. Здесь не только чисто бизнес-идея, но и решение экологических проблем.
А вообще интересный вопрос - как оценивать такого рода проекты? Нужно ли делать скидку на "ученичскость" проектов? Или всё же рассматривать именно с точки зрения выживаемости проекта в реальных условиях?
Было бы замечательно иметь некую симулирующую среду для "проигрывания" проектов на предмет их реальности. Эдакое SymCity куда погружать проекты и смотреть как они себя ведут в разных внешних условиях. Увы и ах… Мечты…
Интересненько куда же рулят наши будущие предприниматели. И можно ли доверить им экономику района... :)
Необходимое отступление
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЗАМЕЧАНИЕ (оказывается для некоторого класса моих читателей это просто необходимо).Использование далее именно упоминаемых материалов обусловлено несколькими причинамми:
- удалось прослушать более-менее полностью
- просто в области с которой я несколько знаком
- достаточно типичны для последующего анализа
К сожалению не удалось просмотреть полные материалы (выкладки, бизнес-планы, исходные исследования коньюнктуры). Каюсь. В следующий раз постараюсь исправиться (если он представится :) Пока всё нижеследующее на основе докладов соискателей.
Подопытные проекты
Несколько проектов из числа мною прослушаных которые меня заинтересовали:- мусороперерабатыващий комплекс - "V.I.A.- eco LINE"
- организация беспроводного доступа на территории города - "Free Way"
- фотоуслуги в Деденево - ателье фотоуслуг "Смайлик"
В качетстве учебных проектов вполне проходит. Но хотелось бы указать на типовые ошибки/недочёты:
- позиционирование преимущества по сравнению с конкурентами
- недостаточная оценка возможных конкурентов
- необходимо более чётко представлять целевую аудиторию
- упущение юридических вопросов в становлении бизнеса
- волшебные слова "у нас боолее качественные услуги, у нас дешевле" не играют без поддержки со стороны будущего бизнеса
Преимущества
Зачастую в проектах неверно выбирается "гвоздь" проекта, то на что будет делаться основной упор. То самое конкурентное преимуущество проекта.Например в проекте беспроводный интеренет упор был сделан на более низкую цену. А ведь это не совсем верно - главное в этом проекте отвязанность от проводов. Свобода доступа - "подключённость везде". По цене трудно конкурировать с существующими провайдерами при условии покупки трафика у них же и меньшем общем потребляемом объёме.
Целевая аудитория
Пример с мусороперерабатыващим комплексом. Ориентированность на обеспечение предприятий газом. На сегодня многие предприятия, возможные клиенты, уже имеют подключение к магистрали и будет очень сложно уговорить их отказаться от отработанной технологии и перейти на снабжение посредством привозного в ёмкостях газа. Мне кажется что интересно рассмотреть вопрос с установкой такого рода предприятий (может меньшей мощности) в районах дачного строительства. Этим можно расстрелять толпу зайцев:- сбор и утилизация мусора (сократить расходы на вывоз мусора)
- продажа вырабатываемого газа населению (может быть даже через строительстово по дачному кооперативу газовых распределительнных систем)
- обеспечение электричеством, вырабатываемом на предприятии
- стройматериалы из твёрдых отходов переработки
- что-то ещё…
Юридические просчёты
Я конечно понимаю что "у нас строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения", но давайте хотя бы в школе уходить от правового нигилизма.К сожалению в бизнес-планы не закладывались расходы на юридическую оценку проекта, сопровождение и необходимость лицензирования деятельности (пример проекта детского сада "Ромашка" и проекта FreeWay).
"Шапками закидаем"
Учитывая что основная масса предлагаемых проектов не несла новизны, не вводила в деловое поле района нечто здесь отсутствующее, то важным пунктом проекта должен быть раздел анализа возможных конкурентов. И зачатки анализа присутствовали. НО именно "зачатки".Практичеси никто не задавлся вопросом: "А почему конкуренты не работают в той нише, на той территории, которую мы хотим занять?".
Вот возьмём проект беспроводного доступа. Однозначно что при выходе на этот рынок надо будет строить определённую техническую инфраструктуру (магистрали, точки доступа...). У тех же "Линка", MComm-а эта инфраструктура в городе уже практически готова. На неё надо лишь наложить сеть точек доступа. Соответственно это будет дешевле чем строить всё с нуля. Почему они ещё не заняли эту нишу?
Ателье "ProStyle" собирается работать во вновь строящихся микрорайонах. При этом мне пооказалось что они считают что они будут монополистами на новой территории. А почему на неё не могут претендовать существующие ателье? Почему им не создать свои филиалы?
От ответа на эти вопросы может резко поменяться политика проникновения на рынок.
Волшебные слова
В докладах основной упор на предоставление более качественных услуг, бОльший ассортимент услуг. И при этом не говорится за счёт чего это будет достигаться. Ведь если хочешь оказывать более качественную услугу, то для этого должен быть персонал, способный это делать. А более квалифицированый персонал требует более высокой оплаты, что вступает в противоречие со следующим декларируемым преимуществом - "бОльшая дешевизна услуг". Непонятно откуда она возьмётся при упоре на качество предоставляемых услуг.Во многих проектах закладывается ФЗП из расчёта средней зарплаты в 10-12тысяч рублей. Это мало. Даже меньше чем средняя зарплата по стране. Давайте не смотреть на зарплату "таджиков" на стройках города - надо создавать рабочие места для местных.
Раскрепощённость
Вначале вопросы к докладчикам исходили только от взрослых. Но потом удалось раскачать аудиторию и в дискуссию вступили и другие "предприниматели". Уровень вопросов позволяет предположить что вопрошающий сам просматривал это направление деятельности в качестве возможного для реализации.Участие в обсуждении материалов других участников не может не радовать. Ведь активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, не стесняться уточнять непонятные моменты - как раз то что и надо будущем бизнесмену. И что так редко встречается на других школьных мероприятиях :)
А судят как?
Уже который год пытаюсь понять критерии, по которым назначают победителей. Наверное они у меня какие-то извращённые - ни разу не смог угадать. Почему-то на призовое место выходят не самые интересные и, самое главное, не самые проработанные проекты. Например в этом году на 3-м месте оказался проект ателье фотоуслуг «Смайлик». Проект, автор которого для оценки клиентской базы ателье (Деденево + ближайшие окрестности) выбрал число жителей в 56тысяч (при учёте что в Дмитрове - 63т.) Это примерно как в решении задачи по математике взять какие-то свои исходные данные удобные для решения вместо тех что заданы в учебнике. Что получит ученик за решение задачи в таких условиях? Да и сама идея не несёт никакой новизны - сколько таких ателье прогорело уже в районе.Гораздо более интересной мне показалась идея мусоросжигательного завода. Здесь не только чисто бизнес-идея, но и решение экологических проблем.
А вообще интересный вопрос - как оценивать такого рода проекты? Нужно ли делать скидку на "ученичскость" проектов? Или всё же рассматривать именно с точки зрения выживаемости проекта в реальных условиях?
Было бы замечательно иметь некую симулирующую среду для "проигрывания" проектов на предмет их реальности. Эдакое SymCity куда погружать проекты и смотреть как они себя ведут в разных внешних условиях. Увы и ах… Мечты…
По поводу критериев отбора - я вообще непонял! Играла в сущности экономическая роль проекта, а не красочность; но к сожалению моему огромному - победила картинка! И, повторюсь словами широко всеми известно Дмитрия Goblin Пучкова - "Все пропало! Судьи куплены!" (Властелин колец 3 Возвращение короля (с)).
ОтветитьУдалитьНу будем надеяться, в Торгово-промышленной палате победит сильнейший! (и надеюсь будет это - VIA ECOLiNE:))